Официальный сайт станции юных техников города Новотроицка
Архитектурный
Педагог Балдина Любовь Ивановна, высшей категории.
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей.
«Станция юных техников города Новотроицка
Оренбургской области»
Образовательная программа
дополнительного образования детей.
«Архитектурный кружок.
Программа профессионально-ориентированная
Тип: научно-технический
Возраст: от 16 лет до 18 лет.
Срок реализации: 1год.
Составитель: Балдина Л.И., педагог дополнительного образования
Утверждена
на заседании
педсовета МОБУ ДОД «СЮТ»
«____»_____________2013 г.
протокол №________
2013 г.
Пояснительная записка.
Образовательная программа дополнительного образования детей
архитектурного кружка рассчитана на 1год.
Возраст детей от 16 до 18 лет.
Количество членов кружка – 12 человек.
Актуальность.
Для раскрытия творческих способностей студентов, формирования трудовых навыков и умений, воспитания любви и уважения к выбранной профессии строителя разработана образовательная программа дополнительного образования студентов «Архитектурный кружок».
В настоящее время темпы развития строительного производства требуют высокого уровня подготовки инженеров-строителей.
В приобретении необходимых знаний значительную роль играет графическая грамотность специалистов.
Одной из причин для создания этой программы является углубленное изучение строительного черчения в вузе, что дает развитие пространственного представления и воображения, конструктивно-геометрического мышления, способностей к анализу и синтезу пространственных форм и отношений.
Умение правильно прочитать и выполнить чертеж вырабатывается в результате овладения курсом архитектурно-строительного черчения.
Эти знания, умения и навыки необходимы при изучении специальных дисциплин, а также в практической инженерной деятельности.
Происходит целенаправленная подготовка студентов к жизни, к общественному труду, воспитание личности, готовой и способной творчески подходить к труду.
Данная программа предусматривает развитие у студентов интереса и любви к труду и выбранной профессии строителя, формирование и сообщение углубленных знаний о предметах, развитие способностей по конструированию и макетированию зданий, предоставление возможности, накопления практического опыта для дальнейшего и профессионального самоопределения.
Рациональная организация творческой деятельности студентов открывает реальные возможности для создания ситуации творческого воспитания, нацеливает студентов на конкретный характер и содержание творческой деятельности, которая включает осуществление следующих функций:
— осознание проблемы, принятие целей;
— зарождение идеи и формулировка творческих занятий по макетированию;
— актуализация имеющихся знаний, умений, навыков;
— поиск и восприятие дополнительной информации об объекте;
— разработка заданий;
— составление эскиза – воплощение в форме макета.
Цели программы:
1.Дидактическая:
-Раскрыть значение и роль профессии строителя в жизни людей;
-Научить творческому поиску;
-Выявить уровень знаний, умений и навыков и использовать эти
способности при конструировании макетов.
2.Воспитательная:
—Воспитывать ответственность и дисциплину;
-Сформировать понимание важности профессии строителя и
познавательную потребность в углубленном изучении предметов по
специальности.
3.Развивающая:
-Развитие логического мышления;
-Развитие конструктивно-технических умений при конструировании
и проектировании зданий;
— Развитие памяти, организованности, умения владеть собой, умения
работать в нужном темпе;
— Развитие эстетического восприятия.
Задачи программы:
Продолжить более глубокое изучение основных тем спец. предметов;
Обеспечить прочное владение дополнительными практическими навыками в написании различными шрифтами.
Развивать умение эффективно использовать новейшие материалы при разработке курсового проекта;
Заинтересовать студентов техническим творчеством;
Прививать чувство любви к выбранной профессии строителя;
Воспитать общую эстетическую культуру, художественный вкус, любовь к трудовой деятельности;
Развить художественно-творческие способности при выполнении макетов зданий, моделей и учебно-наглядных пособий.
Учитывая цели и задачи программы, определены исходные ориентиры, используемые на занятиях:
Знания – фундамент творчества.
Строгий отбор учебного материала.
Многократность повторения.
Разностороннее развитие студента.
Формирование устойчивых интересов к учению.
Обучение грамотному выполнению работ под руководством педагога.
Постоянный контроль педагога за работой студента.
Индивидуальный подход к каждому студенту.
Для освоения выделены следующие виды работ, являющиеся разделами программы: совершенствование навыков инженерной графики; оформление фасадов; подготовка и оформление макетов выставочного назначения; строительные материалы; работа с материалами; внешняя выразительность здания; архитектурные стили; чтение научно-популярных журналов.
Структура программы включает:
-беседы по истории развития архитектурных стилей,
-практические занятия по изготовлению трафареток,
-написания текстов различными видами шрифтов,
— изучение художественных способов оформления фасадов и усвоение навыков отмывки фасадов,
-изучение видов и свойств строительных материалов,
-работа со строительными материалами,
-знакомство с видами инструментов и техника безопасности при работ с ними,
-самостоятельные творческие работы по моделированию, конструированию макетов зданий.
Основные методы обучения
В ходе обучения по данной программе используются следующие методы:
— словесно-информационный (лекция, беседа, инструктаж по технике безопасности);
— практический (выполнение схем, чертежей, работа со строительными материалами, эскизирование, моделирование, макетирование);
— наглядный (просмотр чертежей, схем, фотографий, моделей. готовых макетов зданий, макетов по разработке генеральных планов).
В основе образовательного процесса, осуществляемого по программе в целом, лежат принципы:
— сознательности и активности;
— индивидуального подхода;
— доступности;
— последовательного увеличения трудности.
Применение данных принципов осуществляется комплексно в соответствующем сочетании и последовательности.
Тематический план работы архитектурного кружка
.
№ зан.
Разделы и темы
Всего часов
Теор.
часов
Практ.
часов
1
Вводное занятие.
Знакомство с содержанием работ на текущий учебный год. Обсуждение плана.
3
3
Совершенствование навыков инженерной графики.
2
Виды шрифтов. Их особенности.
3
3
3
Изготовление трафареток.
3
3
4
Совершенствование навыков в написании машиностроительным шрифтом.
3
3
5
Совершенствование навыков в написании узким архитектурным шрифтом.
3
3
6
Написание текста по трафаретке.
3
3
7
Освоение надписей плакатным пером.
3
3
8
Написание текста плакатным пером.
3
3
Оформление фасадов.
9
Подготовка планшетов для работы.
3
3
10
Подготовка чертежа к отмывке.
3
3
11
Технология отмывки чертежа.
3
3
12
Другие способы обработки чертежа.
3
3
13
Приобретение навыков отмывки чертежа.
3
3
14
Оформление входов в здание.
3
3
15
Технология отмывки чертежа.
3
3
16
Другие способы обработки фасада.
3
3
17
Приобретение навыков отмывки.
3
3
18
Оформление входов в здание.
3
3
19
Оформление остекленных поверхностей.
3
3
20
Оформление внутренних стен.
3
3
21
Оформление потолков.
3
3
22
Оформление балконов, лоджий.
3
3
23
Оформление цоколя, карнизов.
3
3
Подготовка и выполнение макетов выставочного назначения.
24
Выбор индивидуального задания.
3
3
25
Изучение индивидуального задания.
3
3
26
Составление эскиза проекта здания макета.
3
3
27
Составление рабочих чертежей.
3
3
28
Выбор материала для макетирования.
3
3
29
Подготовка рабочего места для изготовления изделий.
3
3
30
Изготовление отдельных деталей.
3
3
31
Обработка отдельных деталей.
3
3
32
Оформление отдельных деталей.
3
3
33
Сборка макета
3
3
34
Продолжение сборки макета.
3
3
35
Оформление макетов.
3
3
36
Изготовление макета.
3
3
37
Продолжение изготовления макета.
3
3
38
Проектирование генплана.
3
3
39
Устройство газонов на генплане.
3
3
40
Общая сборка и оформление макетов.
3
3
Подготовка к выставке.
41
Составление паспорта макета.
3
3
42
Составление аннотаций.
3
3
43
Общее оформление документа.
3
3
44
Подготовка к защите проекта.
3
3
Работа на выставке.
45
Доклад – защита макета. Ответы на вопросы жюри на выставке в СЮТ.
3
3
Строительные материалы.
46
Древесина. Виды пород. Свойства.
3
3
47
Металлы. Виды. Свойства. Применение.
3
3
48
Стекло. Виды. Свойства. Применение.
3
3
49
Пластмассы. Виды. Свойства. Применение.
3
3
50
Пластики. Виды. Свойства. Применение.
3
3
51
Гипс. Виды. Свойства. Применение.
3
3
52
Пенопласты. Виды. Свойства. Применение.
3
3
53
Глины. Виды. Свойства. Применение.
3
3
54
Лаки и краски. Виды. Свойства. Применение.
3
3
Работа с материалами.
55
Пиление, строгание древесины. Инструменты. Техника безопасности.
3
3
56
Соединение элементов из древесины. Инструменты. Техника безопасности.
— Познакомить с различными архитектурными стилями;
— Развитие познавательного процесса;
— Научить творческому поиску, развитие профессионального умения;
-Воспитание чувства патриотизма, гражданственности и любви к выбранной профессии строителя.
Темы занятий:
Архитектура Египта. Ее сущность.
Архитектура Греции. Ее сущность.
Архитектурный стиль Рима.
Основные стили феодализма и капитализма.
Экскурсия на строительство жилого дома.
Экскурсия на строительство комплекса цементного производства.
Форма проверки: устный опрос, подготовка докладов, составление рефератов или выполнение презентаций.
Введение:
На занятиях архитектурного кружка предусмотрено выполнение практических работ, написание рефератов, подготовка докладов, составление и выполнение презентаций, конструирование макетов зданий.
А также предусмотрена самостоятельная работа студентов – это нахождение дополнительного материала в справочной специальной литературе, работа с периодической печатью (газеты, журналы), работа с интернет – ресурсами и компьютерная графика.
Знания и навыки, приобретенные студентами в период обучения и при получении дополнительных знаний в кружковой работе , являются основополагающими при выполнении курсового и дипломного проектирования, способствуют развитию профессиональных компетенций и практических умений.
Цель работы архитектурного кружка
— научить студентов выполнять и читать чертежи, т.е. получать по готовому чертежу полное представление о форме и конструктивных особенностях запроектированного сооружения или здания;
— пользоваться соответствующими стандартами и справочными материалами;
— грамотно оформлять чертежи, как в курсовых, так и в дипломных проектах.
— Освоить практическое использование теоретических знаний при макетировании зданий и сооружений.
— Воспитание чувства патриотизма, гражданственности и любви к выбранной профессии строителя.
Прогнозируемая результативность.
С целью овладения указанным видом профессиональной
деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями
студент в ходе освоения профессионального модуля, закончив курс
обучения в архитектурном кружке, должен:
иметь практический опыт:
— подбора строительные конструкции и разработке несложных узлов и деталей конструктивных элементов зданий;
— разработке архитектурно-строительных чертежей как в ручной графике, так и на компьютере;
— при изложении материала, необходимо соблюдать единство терминологии, обозначений в соответствии с действующими стандартами ГОСТами и СНиПами).
иметь представление:
— о тенденциях развития архитектуры и конструктивных решений зданий и сооружений;
— о физико – технических основах архитектурного проектирования;
— о макетировании зданий и сооружений.
уметь:
определять по внешним признакам и маркировке вид и качество строительных материалов и изделий;
производить выбор строительных материалов конструктивных элементов;
подбирать строительные конструкции для разработки архитектурно-строительных чертежей; читать строительные и рабочие чертежи; читать и применять типовые узлы при разработке рабочих чертежей;
выполнять чертежи планов, фасадов, разрезов, схем с помощью информационных технологий;
читать генеральные планы участков, отводимых для строительных объектов;
знать:
— основные конструктивные системы зданий и сооружений;
— основные свойства и область применения строительных материалов и изделий;
-технологический процесс изготовления изделий из различных строительных материалов;
— основные строительные конструкции зданий; современные конструктивные решения подземной и надземной части зданий;
— строительные нормы и правила на проектирование зданий и сооружений;
— назначения инструментов, приспособлений, оборудования.
— требований к организации рабочего места.
— правила по техники безопасности.
Итоговая результативность по программе.
Награды и поощрения.
— Почетная грамота Балдиной Л.И. от Министерства образования оренбургской области. 2007г.
— Грамота Бугровой Татьяне и Князевой Инне за работу «Детский сад» в городской выставке технического творчества. 2009г.
—Диплом Балдиной Л.И. за участие в конкурсе «Самый классный классный — 2009» на тему «Россия. Родина. Семья».
— Грамоты Новикову Владимиру и Крутой Кристине участие в областной Олимпиаде по дисциплине: «Инженерная графика» — 2011.
— Диплом Куликову Владиславу за макет двухэтажного жилого дома, а Крутой Кристине за выполнение презентации в 3Д к этому дому в городской выставке технического творчества. 2012г.
— Диплом Балдиной Л.И. за 1место в городской выставке «Самой любимой на свете» в номинации «Мама и ее любимцы» 2012г.
— Грамоты Гуськовой Ирине и Кочеткову Виталию за участие в областной Олимпиаде по дисциплине: «Инженерная графика» — 2012.
— Благодарность Балдиной Л.И. за содействие в подготовке научной работы участника 8 областного конкурса молодежных авторских проектов, направленных на социально экономическое развитие российских территорий, «Моя страна – моя Россия» Крутой Кристины, занявшей 1 место, получившей медаль, кубок, грамоту и ценный подарок — 2012-2013г.
— Благодарность Балдиной Л.И. за помощь и содействие в подготовке научной работы участника очного этапа Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» от фракции «Единая Россия»
Дидактический материал.
Наличие плакатов.
№ п.п
Тема
Наименование
Кол.
чество
1
Геометрическое
черчение
Линии чертежа
1
2
Шрифты
2
3
Сопряжения
2
4
Общие сведения о размерах на чертежах.
чертежахчертежах
1
5
Построение уклонов
1
6
Строительное черчение
Проектирование
архитектурно-
строительного
раздела.
Условные обозначения строительных материалов.
1
7
Правила оформления строительных чертежей.
1
8
План этажа жилого дома и фасад.
2
9
Разрез жилого дома
2
10
Генеральный план.
1
11
Строительный чертеж
1
12
Образование разреза здания.
1
13
Линейная перспектива.
1
14
Элементы перспективы.
1
15
Наименование конструктивных элементов зданий.
1
16
Архитектурно-конструктивные элементы стен.
1
17
Типы и конструктивные элементы гр.зданий
1
18
Панельный жилой дом
1
19
Кирпичный жилой дом
1
20
Блочный жилой дом
1
21
Крупноблочный жилой дом.
1
22
Каркасно-панельный жилой дом.
1
23
Многоэтажный каркасный жилой дом.
1
24
Окна и двери.
1
25
Полы гражданских зданий.
1
26
Перегородки.
1
27
Междуэтажные перекрытия.
2
28
Типы карнизов.
1
29
Разрез жилого панельного здания.
1
30
Стены из кирпича и искусственного камня.
2
31
Стены бескаркасных зданий из крупных панелей блоков.
1
32
Виды крыш из сборных элементов.
1
33
Панельные стены.
1
34
План и сечение сборного ленточного фун-та.
1
35
Конструкции фундаментов.
1
36
Панельный деревянный дом.
1
37
Подвесные потолки.
1
38
Разрез промышленного здания.
1
39
Фасад промышленного здания
1
40
Промышленное одноэтажное здание без кранов.
2
41
Поперечный разрез производственного здания.
1
42
Генеральный план промышленного здания.
1
43
План кровли промышленного здания.
1
44
Окна, ворота промышленного здания.
1
45
Инженерные сооружения.
1
46
Покрытия, фонари, водоприемные воронки.
1
47
Схема расположения фунд. и фунд. балок пром.зд.
1
48
Многоэтажные промышленные здания.
1
49
Разрез промышленного здания-стальной каркас.
1
50
Промышленное здание – стальной каркас
2
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМАТИЧЕСКИХ ПАПОК
1
Методическая разработка по инженерной графике для студентов
заочного отделения для специальности СиЭЗиС 270802.
2
Методическая разработка по архитектуре зданий при проектировании гражданских зданий. 2010г.
3
Методическая разработка по архитектуре зданий при проектировании промышленных зданий. 2011г.
4
Указания к практической работе:
«Подбор ленточного фундамента».2011г.
5
Пример оформления пояснительной записке к КП, ККП, ДП.
6
Указания по выполнению теплотехнического расчета.
7
Набор раздаточного материала по подбору конструкций по промышленным зданиям.
8
Комплект узлов по гражданским зданиям.
9
Пример доклада по архитектурно-строительной части КП и ККП.
10
Методическая разработка конкурса «смекалистых» по инженерной графике.
11
Методические рекомендации по выполнению практических и графических работ по «инженерной графике» ОП.01. 2012г.
12
Методические рекомендации по разработке чертежей фундаментов по дисциплине: «Проектирование архитектурно-строительного раздела зданий и сооружений» ПМ.01 МДК 01.01.2012г.
Наличие макетов.
№ п.п
Наименование
Количество
1
Арматурно-формовочный цех
1
2
Магазин с фантаном
1
3
Мансардный домик
3
4
Коттедж
3
5
2-х этажный жилой дом
1
6
Благоустройство территории
детской детской больницы для
детей сирот.
1
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Основные требования к проектной и рабочей документации ГОСТ 21.101-97 // Система проектной документации для строительства. – М. : Изд-во стандартов, 1998. – 41 с.: ил.
2. Правила выполнения архитектурно-строительных рабочих чертежей ГОСТ 21.501-93 // Система проектной документации для строительства. – М. : Изд-во стандартов, 1998. – 58 с.: ил.
5. Будасов, Б.В. Строительное черчение и рисование : учебник для студентов вузов строит. Специальности / Б.В. Будасов [и др.]; под общ. ред.
Б.В. Будасова. – 4-е изд.; перераб. и доп. – М. : Стройиздат, 2005. – 448 с.: ил.