СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………………………………………. 3
- УЧЕБНЫЙ ПЛАН ……………………………………………………………………………………14
II.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН …………………………………………….16
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ …………………………………………… 28
- ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ …………………………………..………… 46
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ………………………………………… 48
Методы работы ……………………..…………………………………………….. 48
Формы подведения итогов ………………………………………………………. 48
Дидактический материал ………………………………………………………… 49
Техническое оснащение ………………………………………………………….. 50
- СПИСОК ИСТОЧНИКОВ .. ………………………………………………… 51
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая сторона программы.
- Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 29.08.2013 №1008 (зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 № 330468);
- Санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям ДОД СанПин 2.4.4. 3172-14 от 04.07.2014 г.;
- Концепция развития дополнительного образования детей, принятая Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р;
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» №761 от 01.06.2012 г.;
- Закон Оренбургской области «Об образовании в Оренбургской области»;
- Постановление правительства Оренбургской области «Об утверждении государственной программы «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014-2020 годы» от 28.06.2013 г. № 553-пп;
- Устав МОАУ ДОД «СЮТ».
1.1. Направленность общеобразовательной программы «Мастерилка» — техническая.
1.2. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы. Творческое объединение «Мастерилка» – первая ступенька в занятиях детей младшего звена техническим творчеством, которая прокладывает путь к овладению техническими специальностями в жизни человека, развивает интерес к технике и техническим видам спорта, развивает у детей конструкторскую мысль и прививает трудолюбие во всем.
Программа предусматривает организацию проектной деятельности, нацеленной на развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, познавательных интересов, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей — будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, и с окружающим миром.
Программа состоит из нескольких модулей, в каждом из них предусмотрена проектная деятельность. Работы носят различный характер: это и выполнение плоскостных композиций из бумаги (аппликация, художественное вырезание, мозаика); работа с бумагой в технике «оригами», плоскостное и объемное моделирование и художественное конструирование из разных материалов. Работы предлагается выполнять и по шаблону, и по собственному замыслу.
Ознакомление детей с историей развития техники осуществляется в процессе изготовления моделей машин. Этот вид труда развивает техническое мышление, пространственные представления. Дети получают сведения о машинах, механизмах, рабочих профессиях.
1.3 Актуальность данной программы состоит в удовлетворении интереса к техническому творчеству и развитии мотивации к творческой деятельности.
Творческое объединение «Мастерилка» — это первые шаги младших школьников в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей простейших технических объектов; это процесс формирования у них начальных политехнических знаний и умений, а также развитие эстетического вкуса.
Новые жизненные условия, в которые поставлены обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения, быть ориентированными на лучшие результаты.
Обучающимся необходимы умения передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера.
1.4. Цель программы: развитие у обучающихся младшего школьного возраста творческих способностей через обучение на занятиях первоначальным навыкам конструирования и моделирования из различного материала.
Основные задачи программы:
1.Воспитательные задачи:
— воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
— воспитание интереса к достижениям отечественных исследователей, естествоиспытателей и творцов техники.
2.Развивающие задачи:
— развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе мотивации успеха;
— расширение знаний о видах техники;
— развитие коммуникативных способностей детей;
3.Образовательные задачи:
— формирование знаний о правилах безопасной работы;
— формирование сведений о материалах и инструментах для моделирования;
— формирование умения конструировать из плоских и объемных деталей, из бросового материала.
1.5 Новизна программы.
Во-первых, это вовлечение обучающихся в проектную деятельность. Для того чтобы создать модели ребенок должен обладать обширными знаниями по теории и технике искусства «оригами», «квиллинг», навыками работы с бумагой и картоном, с бросовым материалом. А так как количество различных моделей огромно, то информацию приходится «добывать» самостоятельно в форме исследовательской и поисковой работе.
Во-вторых, произошло обновление методического образовательного процесса в связи с широким внедрением информационных технологий, таких как: мультимедийные презентации, чертежи, технологические схемы в электронном виде, использование сети Интернет.
1.6 Отличительные особенности данной программы
Данная программа является модифицированной. Она составлена на основе следующих источников: «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Техническое творчество» (1981 г.); книги для учителя «Развитие технического творчества младших школьников» под редакцией П.Н. Андрианова и М.А. Галагузовой (1990 г.); пособия для учителя А.П. Журавлевой и Л.А. Болотиной «Начальное техническое моделирование» (1982 г.).
Особенности программы:
— усложнение содержания учебной деятельности;
— ориентация на интеллектуальную инициативу;
— высокая самостоятельность учебной деятельности;
— гибкость в использовании времени, средств, материалов обеспечивает вариативная часть программы;
— отличаются планируемые результаты;
— максимально доступная для детского возраста проработка изучаемых тем.
В основе образовательного процесса лежит изготовление различных поделок технической направленности, т.е. военной техники, транспорта различной классификации, конструирование из объемных и плоских деталей на занятии в учебном кабинете и посещение выставок технического творчества, проведение экскурсий по городу — выездная форма занятия.
1.7. Возрастные особенности обучающихся
Возраст обучающихся по общеразвивающей программе «Мастерилка» — 7-11 лет. В 7 лет ребенок поступает в школу. Поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям с взрослыми и сверстниками.
Вместе с новыми обязанностями школьник приобретает и новые права. Он может претендовать на серьезное отношение со стороны взрослых к своему учебному труду; он имеет право на свое рабочее место, на необходимое для его занятий время, тишину; он имеет право на отдых, на досуг. Получая за свой труд хорошую оценку, он имеет право на одобрение со стороны окружающих, требует от них уважения к себе и своим занятиям.
В плане личностного развития существенным является то, что в возрасте 7—8 лет ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил и к их повседневному выполнению.
Младший школьный возраст — это возраст наибольшего благополучия в аффективно-потребностной сфере, возраст преобладания положительных эмоций и личностной активности. Ребенка радует, что педагог и родители хвалят за успехи; и если педагог заботится о том, чтобы чувство радости от деятельности возникало у учащегося как можно чаще, то это закрепляет положительное отношение учащегося к приобретению новых учебных действий.
В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как любовь к Родине и национальная гордость, учащиеся восторженно относятся к героям-патриотам, к смелым и отважным людям, отражая свои переживания в играх, высказываниях, творческой деятельности.
1.8. Организация общеразвивающего процесса.
Учебно-воспитательный процесс представляет собой открытую систему. Набор в объединение «Мастерилка» производится на добровольной основе.
Возраст обучающихся – 6-12 лет. Срок реализации программы – 3 года.
Максимальная численность обучающихся в группе не должна превышать:
1 год обучения – 15 чел.
2 год обучения – 12 чел.
3 год обучения – 12 чел.
Деятельность кружка опирается на принципы:
- свободного выбора;
- содружества педагога и воспитанника в области образования и досуга;
- адаптации к образовательным потребностям региона.
Руководитель строит свою работу таким образом, чтобы не нарушать целостность педагогического и творческого процессов, учитывая образовательные цели, воспитательные задачи и конкретные перспективы коллектива.
Теоретические сведения по всем разделам программы даются непосредственно по ходу занятий.
Объем часов, отпущенных на занятия в творческом объединении, составляет первый год обучения -144 часа, второй-144 часа, третий- 216 часов. Срок реализации программы -3 года.
Формы организации внутри занятия:
— по количеству детей, участвующих в занятии – коллективная, групповая, индивидуальная;
— по особенностям коммуникативного взаимодействия – практические упражнения, беседы, тренинги, выполнение проектов, сообщения;
— по дидактической цели — вводные занятия, практические занятия, занятия по углублению теоретических знаний; творческие занятия; проекты.
Методы работы на занятии:
- словесный метод (беседа, рассказ, дискуссия и пр.);
- наглядный метод (демонстрация модели или вида работы; изучение рисунка, схемы или чертежа; экскурсии и пр.);
- практический метод (практическая работа; подборка материала и т.д.).
Указанные методы используются на занятиях в комплексе, однако основное место на занятиях занимает практическая работа, в результате которой создается изделие определенного функционального назначения.
Ведущие методические принципы:
Принцип деятельности подразумевает активное включение обучающегося в учебно-проектную деятельность через открытие им нового знания, участие в разрешении проблемной ситуации, освоение необходимых знаний, навыков и умений для решения творческих задач.
Принцип гуманности основан на уважении к личности обучающихся, признании его права на собственное мнение. Соблюдение данного принципа является залогом свободы и творческой раскрепощенности обучающихся во время занятий.
Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности обучающихся младшего звена, приобретение ими собственного чувственного, интеллектуального, технологического опыта, способности самостоятельного выбора решений.
Принцип вариативности дает возможность развивать у обучающихся вариативное мышление, сравнивать и находить оптимальный вариант.
В данной программе можно выявить связи со следующими школьными дисциплинами:
— технология – закрепление методов работы с ножницами, иглами, спицами, крючком и различным материалом;
— изобразительное искусство – навыки цветового подбора материалов при оформлении изделий, поделок, игрушек;
— история – небольшие повествовательные элементы из истории развития быта людей, рукоделия,
— биология и зоология — визуальное отождествление с выполнением игрушек, бисерных поделок, вязанных вещей;
— черчение — закрепление приемов работы с линейкой, карандашом, циркулем при выполнении чертежей, разверток, шаблонов, схем.
1.7 Планируемые результаты :
1 год обучения.
Личностные результаты:
- Сформированное ценностное отношение к своему труду, к труду других людей, к творчеству.
- Сформированное нравственно-этическое оценивание последствий своих действий в социальной среде.
- Уметь добиться высокого качества изготовленных моделей (аккуратность, надежность, привлекательность (эстетический вид)).
- Формирующееся у детей чувство патриотизма и гражданственности на примере знакомства с историей развития техники в России.
- Формирующиеся навыки современного организационно-экономического мышления, обеспечивающие социальную адаптацию в условиях рыночных отношений.
Метапредметные результаты:
- Сформированные знания и умения выполнения проектов на основе рисунка, схемы и чертежа различными способами соединения деталей.
- Сформированное умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками в ходе выполнения проектов.
- Развитое умение самостоятельно планировать последовательность выполняемой работы.
- Развивающаяся способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения в ходе проектирования.
- Развивающиеся глазомер, творческая смекалка, быстрота реакции.
- Формирующееся образное технологическое мышление и умение выразить свой замысел на плоскости (с помощью эскиза, рисунка, чертежа).
Предметные результаты:
- Сформированные знания и умения о приемах плоскостного и объемного конструирования из различных материалов.
- Получат представления о начальных сведениях по проектной деятельности, основам культуры труда.
- Знать виды материалов, их свойства, названия и возможности для применения в творческих работах.
- Знать названия и назначение ручных инструментов и приспособлений, отличия схем, рисунков и чертежей, шаблонов, правила работы с ними.
2 год обучения.
Личностные результаты:
- Сформированное ценностное отношение к своему труду, к труду других людей, к творчеству.
- Сформированное нравственно-этическое оценивание последствий своих действий в социальной среде.
- Уметь добиться высокого качества изготовленных моделей (аккуратность, надежность, привлекательность (эстетический вид)).
- Формирующееся у детей чувство патриотизма и гражданственности на примере знакомства с историей развития техники в России.
- Формирующиеся навыки современного организационно-экономического мышления, обеспечивающие социальную адаптацию в условиях рыночных отношений.
Метапредметные результаты:
- Сформированные знания и умения самостоятельного выполнения проектов на основе рисунка, схемы и чертежа различными способами соединения деталей.
- Сформированное умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками в ходе выполнения проектов.
- Развитое умение самостоятельно планировать последовательность выполняемой работы.
- Развивающаяся способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения в ходе проектирования.
- Развитые у детей элементы изобретательности, технического мышления и творческой инициативы.
- Развивающиеся глазомер, творческая смекалка, быстрота реакции.
- Формирующееся образное технологическое мышление и умение выразить свой замысел на плоскости (с помощью эскиза, рисунка, чертежа).
Предметные результаты:
- Сформированные знания и умения о приемах плоскостного и объемного конструирования и моделирования из различных материалов.
- Получат представления о начальных сведениях по проектной деятельности, основам культуры труда.
- Знать виды материалов, их свойства, названия и возможности для применения в творческих работах.
- Знать названия и назначение ручных инструментов и приспособлений, правила работы с ними.
- Получат первоначальные навыки черчения при составлении схем и чертежей выполняемых проектов.
3 год обучения.
Личностные результаты:
- Сформированное ценностное отношение к своему труду, к труду других людей, к творчеству.
- Сформированное нравственно-этическое оценивание последствий своих действий в социальной среде.
- Уметь добиться высокого качества изготовленных моделей (аккуратность, надежность, привлекательность (эстетический вид)).
- Формирующееся у детей чувство патриотизма и гражданственности на примере знакомства с историей развития конструкторской мысли в России.
- Формирующиеся навыки современного организационно-экономического мышления, обеспечивающие социальную адаптацию в условиях рыночных отношений.
Метапредметные результаты:
- Сформированные знания и умения выполнения проектов на основе рисунка, схемы и чертежа различными способами соединения деталей.
- Сформированное умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками в ходе выполнения проектов.
- Развитое умение самостоятельно планировать последовательность выполняемой работы.
- Развивающаяся способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения в ходе проектирования.
- Развитые у детей элементы изобретательности, технического мышления и творческой инициативы.
- Развивающиеся глазомер, творческая смекалка, быстрота реакции.
- Сформированное образное технологическое мышление и умение выразить свой замысел на плоскости (с помощью эскиза, рисунка, чертежа).
Предметные результаты:
- Сформированные знания и умения о приемах плоскостного и объемного конструирования из различных материалов.
- Получат представления о проектной деятельности, основам культуры труда.
- Будут знать виды материалов, их свойства, названия и возможности для применения в творческих работах.
- Научатся пользоваться ручным инструментм и приспособлениями, научатся отличать схемы, рисунки и чертежи, шаблоны.
Диагностика результатов осуществляется с помощью текущего,
промежуточного и итогового контроля.
Текущий контроль осуществляется путем поурочной беседы-опроса, где обучающийся объясняет, чем он занимался на предыдущем занятии, с каким инструментом и материалом работал, какой вид деятельности выполнял, чему научился.
Промежуточный – путем проведения самостоятельных работ по итогам каждого раздела, где при выполнении моделей, обучающиеся должны продемонстрировать свои навыки и умения, полученные в ходе занятий на данном этапе.
Итоговый – путем проведения выставок по итогам полугодия и в конце учебного года. Высшая оценка для участника – получение призового места.
Формы подведения итогов реализации программы
Год обучения | Начальная диагностика | Промежуточная аттестация | Итоговая аттестация |
1 | Собеседование | 1. Выполненные поделки и макеты по модулям.
2. Выставки творческих работ внутри объединения |
1. Презентация работы на городской выставке,
2. Составление фотоальбома лучших работ |
2 | Собеседование | 1. Выполненные поделки и макеты по модулям.
2. Выставки творческих работ внутри объединения и в СЮТ |
1. Участие в городских и областных выставках технического творчества. |
3 | Собеседование | 1. Выполненные поделки и макеты по модулям.
2. Выставки творческих работ в СЮТ |
1. Участие в выставках технического творчества различного уровня. |
1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год обучения
№ |
Модуль |
Всего часов в год
|
Количество часов в неделю |
Промежуточная и итоговая аттестация |
|
1 полугодие |
2 полугодие |
||||
1 |
Давайте познакомимся |
8 |
4 |
Выставка
Презентация проекта |
|
2 |
Человек и земля |
76 |
4 |
Выставка
Презентация проекта |
|
3 |
Человек и вода |
20 |
4 |
Выставка
Презентация проекта |
|
4 |
Человек и воздух |
40 |
_ |
4 |
Выставка
Презентация проекта |
Всего часов в неделю |
4 |
4 |
|||
Итого |
144 |
64 |
80 |
2 год обучения
№ |
Модуль |
Всего часов в год
|
Количество часов в неделю |
Промежуточная и итоговая аттестация |
|
1 полугодие |
2 полугодие |
||||
1 |
Увлекательный мир бумагопластики |
38 |
4 |
Выставка
Презентация проекта |
|
2 |
К нам приходит праздник |
24 |
4 |
Выставка
Презентация проекта |
|
3 |
И на суше и на море |
64 |
4 |
4 |
Выставка
Презентация проекта |
4 |
Оживи, сказка |
18 |
_ |
4 |
Выставка
Презентация проекта |
Всего часов в неделю |
4 |
4 |
|||
Итого |
144 |
64 |
80 |
3 год обучения
№ |
Модуль |
Всего часов в год
|
Количество часов в неделю |
Промежуточная и итоговая аттестация |
|
1 полугодие |
2 полугодие |
||||
1 |
Механизмы, приводящие в движение |
96 |
6 |
Выставка
Презентация проекта |
|
2 |
Объемное моделирование |
66 |
6 |
Выставка
Презентация проекта |
|
3 |
Скоро праздник |
24 |
6 |
6 |
Выставка
Презентация проекта |
4 |
Проект «Сказочный город» |
30 |
_ |
6 |
Выставка
Презентация проекта |
Всего часов в неделю |
6 |
6 |
|||
Итого |
216 |
96 |
120 |
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ | Модуль.
Темы. |
Всего часов | Аудиторные занятия | Внеаудитор-ные занятия |
УУД |
Цифровые образовательные ресурсы | |||||||||||
теория | практика | групповая | индивидуальная | ||||||||||||||
1 |
Давайте познакомимся |
8 |
3 | 5 | 3 | 1 | |||||||||||
1.1 |
Знакомство «Моя анкета» |
2 |
1 | 1 | 1 | 1 | Регулятивные: планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на занятии принадлежностей и материалов.
Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о материалах и инструментах, правилах работы с инструментами. Коммуникативные: умеют слушать руководителя и своих товарищей, отвечать на вопросы, делать выводы. Личностные: имеют мотивацию к творческой деятельности; сориентированы на плодотворную работу на занятии, соблюдение норм и правил поведения. |
www.wikiznanie.ru
|
|||||||||
1.2 |
Материалы и инструменты. Организация рабочего места |
4 |
2 | 2 | |||||||||||||
1.3 |
Конкурснаяпрограмма «Канцелярские потехи»
|
2 |
2 | 2 | |||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||
2 |
Человек и земля |
76 |
9 | 67 | 4 | 2 |
Регулятивные: умеют определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий и вносить в них коррективы в случае отклонения, организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы. Познавательные: умеют понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; овладеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, построения рассуждений; используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; освоят способы решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнера по диалогу, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их. Личностные: имеют художественно-эстетический вкус; сориентированы на бережное отношение к труду и продуктам труда. |
www.wikiznanie.ru | |||||||||
2.1 |
Бумажные фантазии |
16 |
3 | 13 | |||||||||||||
2.2 |
«Мои любимые животные» |
14 |
2 | 12 | |||||||||||||
2.3 |
Проект «Такие разные дома» |
12 |
2 | 10 | 1 | 1 | |||||||||||
2.4 |
Мебель в моем доме |
6 |
2 | 4 | |||||||||||||
2.5 |
Проект «Практические идеи для подарков» |
6 |
2 | 4 | 1 | 1 | |||||||||||
2.6 | Передвижение по земле. |
20 |
2 | 18 | |||||||||||||
2.7 | Мероприятие
«Автомобили буквально все заполонили» |
2 |
2 | 2 | |||||||||||||
|
|||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||
3 |
Человек и вода
|
20 |
6 | 14 | 2 | ||||||||||||
3.1 |
Речной транспорт |
8 |
2 | 6 | Регулятивные: умеют применять навыки организации рабочего места и рационального распределения времени на изготовление изделия, контролировать и корректировать свою работу по слайдовому плану, адекватно оценивать результаты своего труда.
Познавательные: умеют осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера; осуществляют поиск необходимой информации из разных источников; умеют сравнивать суда разных эпох, наблюдать и выявлять в процессе рассматривания поделок особенности их создания, конструировать объемные поделки. Коммуникативные: умеют оформить свою мысль в устной форме, составлять рассказ о конструкции кораблей, слушать и понимать высказывания собеседников, самостоятельно делать выводы, сравнивая старинные корабли с современными. Личностные: сориентированы на уважительное отношение к людям, чьи профессии связаны со строительством кораблей; проявляют интерес к строительству.
|
||||||||||||
3.2 |
Морской транспорт будущего |
10 |
2 | 8 | |||||||||||||
3.3 |
Игра-путешествие «По морям, по волнам»
|
2 |
2 | 2 |
http://tnn-hobby.ru |
||||||||||||
4 |
Человек и воздух |
40 |
12 | 28 | 14 | 6 | Регулятивные: знают основы самоорганизации –организации своего творческого пространства; контролируют процесс создания изделия на всех этапах работы согласно ранее составленному плану; умеют оценивать свою работу и работу других воспитанников по заданным критериям.
Познавательные: имеют стремление к расширению своей познавательной сферы; умеют самостоятельно решать проблемы творческого и поискового характера, выявлять с помощью сравнения особенностей формы и окраски птиц; осуществляют поиск информации о значении птиц в жизни человека, о проблеме сохранения животного мира. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, вступать в коллективное сотрудничество; использовать образную речь при описании изделия. Личностные: эстетически воспринимают окружающий мир, произведения искусства; имеют мотивацию к творческой деятельности.
|
||||||||||
4.1
|
Использование ветра |
6
|
2 | 4 | 6 | ||||||||||||
4.2 |
Полеты человека
|
36 |
6 | 30 | 6 | 2 | www.wikiznanie.ru
http://tnn-hobby.ru |
||||||||||
4.3
|
«Наши пернатые друзья»
|
18
|
4 | 14 | 4 | 4 | |||||||||||
Итого: |
144 | 30 | 114 |
|
|||||||||||||
2 год обучения
№ | Модуль.
Темы. |
Всего часов | Аудиторные занятия | Внеаудитор-ные занятия |
УУД |
Цифровые образовательные ресурсы | |||||||||||
теория | практика | групповая | индивидуальная | ||||||||||||||
1 |
Увлекательный мир бумагопластики |
38 |
6 | 32 | 6 | 3 | Регулятивные: планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на занятии принадлежностей и материалов.
Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о материалах и инструментах, правилах работы с инструментами. Коммуникативные: умеют слушать руководителя и своих товарищей, отвечать на вопросы, делать выводы. Личностные: имеют мотивацию к творческой деятельности; сориентированы на плодотворную работу на занятии, соблюдение норм и правил поведения. |
||||||||||
1.1 |
Аппликация |
8 |
2 | 6 | 4 | 1 | www.wikiznanie.ru
http://tnn-hobby.ru |
||||||||||
1.2 |
Оригами |
16 |
2 | 14 | |||||||||||||
1.3 | Квиллинг
|
14 |
2 | 12 | 2 | 2 | |||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||
2 |
И на суше и на море |
64 |
12 | 52 | 4 | 2 |
Регулятивные: умеют определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий и вносить в них коррективы в случае отклонения, организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы. Познавательные: умеют понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; овладеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, построения рассуждений; используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; освоят способы решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнера по диалогу, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их. Личностные: имеют художественно-эстетический вкус; сориентированы на бережное отношение к труду и продуктам труда. |
www.wikiznanie.ru | |||||||||
2.1 |
Зоопарк
|
12 |
2 | 10 | |||||||||||||
2.2 |
Машины на службе человека
|
32 |
4 | 28 | |||||||||||||
2.3 |
Обитатели пруда
|
8 |
2 | 6 | 2 | 1 | |||||||||||
2.4 |
Мебель
|
6 |
2 | 4 | |||||||||||||
2.5 |
Такие разные мосты
|
4 |
2 | 2 | 2 | 1 | |||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||
3 |
К нам приходит праздник |
24 |
6 | 14 | 2 | ||||||||||||
3.1 |
День ангела |
6 |
2 | 10 | Регулятивные: умеют применять навыки организации рабочего места и рационального распределения времени на изготовление изделия, контролировать и корректировать свою работу по слайдовому плану, адекватно оценивать результаты своего труда.
Познавательные: умеют осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера; осуществляют поиск необходимой информации из разных источников; наблюдать и выявлять в процессе рассматривания поделок особенности их создания, конструировать объемные поделки. Коммуникативные: умеют оформить свою мысль в устной форме, слушать и понимать высказывания собеседников, самостоятельно делать выводы. Личностные: сориентированы на уважительное отношение к людям, чьи профессии связаны со строительством кораблей; проявляют интерес к строительству.
|
||||||||||||
3.2 |
Скоро Новый год |
6 |
2 | 4 | |||||||||||||
3.3
3.4 |
Наша армия родная
Весенние праздники
|
6
6 |
2 | 2 |
http://tnn-hobby.ru |
||||||||||||
4 |
Оживи, сказка |
18 |
4 | 14 | 12 | 2 | Регулятивные: знают основы самоорганизации –организации своего творческого пространства; контролируют процесс создания изделия на всех этапах работы согласно ранее составленному плану; умеют оценивать свою работу и работу других воспитанников по заданным критериям.
Познавательные: имеют стремление к расширению своей познавательной сферы; умеют самостоятельно решать проблемы творческого и поискового характера. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, вступать в коллективное сотрудничество; использовать образную речь при описании изделия. Личностные: эстетически воспринимают окружающий мир, произведения искусства; имеют мотивацию к творческой деятельности.
|
||||||||||
4.1
|
Герои сказки «Колобок» |
10
|
2 | 8 | 6 | ||||||||||||
4.2 |
Пальчиковый театр
|
8 |
2 | 6 | 6 | 2 | www.wikiznanie.ru
http://tnn-hobby.ru |
||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||
Итого: |
144 | 28 | 116 |
|
|||||||||||||
3 год обучения
№ | Модуль.
Темы. |
Всего часов | Аудиторные занятия | Внеаудитор-ные занятия |
УУД |
Цифровые образовательные ресурсы | |||||||||||
теория | практика | групповая | индивидуальная | ||||||||||||||
1 |
Механизмы, приводящие в движение |
96 |
15 | 81 | 2 | 2 |
Регулятивные: планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на занятии принадлежностей и материалов. Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о материалах и инструментах, правилах работы с инструментами. Коммуникативные: умеют слушать руководителя и своих товарищей, отвечать на вопросы, делать выводы. Личностные: имеют мотивацию к творческой деятельности; сориентированы на плодотворную работу на занятии, соблюдение норм и правил поведения.
|
||||||||||
1.1 |
Механическая игрушка |
24 |
3 | 21 | 1 | 1 | www.wikiznanie.ru
http://tnn-hobby.ru |
||||||||||
1.2 |
Динамическая игрушка |
12 |
3 | 9 | |||||||||||||
1.3 | Электрифицированная игрушка
|
24 |
3 | 21 | 1 | 1 | |||||||||||
1.4
|
Чудо-магнит |
18 |
3
|
15 |
|
||||||||||||
1.5 |
Что заставляет винт вращаться? |
18 |
3 | 15 | www.wikiznanie.ru | ||||||||||||
2
|
Объемное моделирование |
66 |
3 | 21 | Регулятивные: умеют определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий и вносить в них коррективы в случае отклонения, организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы.
Познавательные: умеют понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; овладеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, построения рассуждений; используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; освоят способы решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнера по диалогу, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их. Личностные: имеют художественно-эстетический вкус; сориентированы на бережное отношение к труду и продуктам труда. |
||||||||||||
2.1 |
В мире геометрических фигур |
36 |
3 | 33 | |||||||||||||
2.2
|
Военная техника |
30
|
3
|
27 | |||||||||||||
3 |
Скоро праздник |
24 |
8 | 16 | 4 | ||||||||||||
3.1 |
Наши проекты «Скоро Новый год» |
6 |
2 | 4 | 2 | Регулятивные: умеют применять навыки организации рабочего места и рационального распределения времени на изготовление изделия, контролировать и корректировать свою работу по слайдовому плану, адекватно оценивать результаты своего труда.
Познавательные: умеют осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера; осуществляют поиск необходимой информации из разных источников; наблюдать и выявлять в процессе рассматривания поделок особенности их создания, конструировать объемные поделки. Коммуникативные: умеют оформить свою мысль в устной форме, составлять рассказ о том как проходят праздники в школе и дома, слушать и понимать высказывания собеседников, самостоятельно делать выводы, сравнивая старинные корабли с современными. Личностные: сориентированы на уважительное отношение к людям, чьи профессии связаны со строительством кораблей; проявляют интерес к строительству.
|
|||||||||||
3.2 |
День Святого Валентина |
6 |
2 | 4 | |||||||||||||
3.3
|
Поздравляем женщин и девочек
|
6
|
2 | 4 | 2 |
http://tnn-hobby.ru |
|||||||||||
3.4 |
Светлая пасха
|
6 |
2 |
4 |
|||||||||||||
4 |
Проект «Сказочный город» |
30 |
13 | 47 | 14 | 6 | Регулятивные: знают основы самоорганизации –организации своего творческого пространства; контролируют процесс создания изделия на всех этапах работы согласно ранее составленному плану; умеют оценивать свою работу и работу других воспитанников по заданным критериям.
Познавательные: имеют стремление к расширению своей познавательной сферы; умеют самостоятельно решать проблемы творческого и поискового характера; осуществляют поиск информации о сказочных домах, о их обитателях. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, вступать в коллективное сотрудничество; использовать образную речь при описании изделия. Личностные: эстетически воспринимают окружающий мир, произведения искусства; имеют мотивацию к творческой деятельности. |
||||||||||
4.1
|
Архитектурные постройки сказочного города |
21
|
2 | 4 | 6 | ||||||||||||
4.2 | Жители сказочного города
|
9 |
6 | 30 | 6 | 2 | www.wikiznanie.ru
http://tnn-hobby.ru |
||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||
Итого: |
216 | 42 | 174 |
|
|||||||||||||
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы 1-го года обучения
Модуль 1. Давайте познакомимся
1.1. Знакомство «Моя анкета»
Знакомство воспитанников с целями, задачами и содержанием программы. Труд и сфера деятельности человека, многогранность и разнообразие техники и технического творчества. Входная диагностика.
Знакомство с объединениями СЮТ, посещение экспозиционно-выставочного зала.
Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.
Практика: заполнение анкеты.
Форма контроля: беседа
1.2.Материалы и инструменты.
Из истории бумаги. Виды бумаги, ее свойства. Способы изготовления изделий из всех видов бумаги. Беседа «Как производят бумагу».
Инструменты, применяемые в кружке: ножницы, карандаш, линейка, ластик, кисть. Сказка «Как поссорились инструменты». Техника безопасности работы с различными инструментами.
Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.
Практика: опыты «свойства бумаги»; изготовление минибаскетбола из бумаги; изготовление аппликации.
Форма контроля: выставка готовых работ в объединении.
1.3. Конкурсная программа «Канцелярские потехи»
Закрепление знаний об инструментах и материалах.
Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока.
Практика: выполнение конкурсных заданий.
Форма контроля: награждение победителей.
Модуль 2.Человек и земля
2.1.Бумажные фантазии
Изготовление поделок в технике оригами. Немного истории, этапы развития оригами. Условные знаки, базовые формы, принятые в оригами. Работа по схемам. Демонстрация работ. Сказка о капитане и его тельняшке.
Изготовление поделок в технике « квиллинг».
Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока ,работа индивидуальная и фронтальная.
Практика: изготовление поделок в технике оригами (стаканчик, ловушка для микробов, рыбка, тюльпаны, ворона );
Изготовление поделок в технике «квиллинг» (цветы).
Форма контроля: выставка готовых работ в объединении и участие в городских выставках технического творчества.
2.2. «Мои любимые животные»
Изготовление объемных поделок животных из гофрокартона в технике гофроквиллинга, из тарных коробок и бросового материала.
Инструменты и материалы. Организация рабочего места.
Правила безопасности труда и санитарной гигиены. Работа с клеем ПВА и ножницами.
Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.
Практика: изготовление зверюшек-музыкантов из гофрокартона, игрушка-дергунчик медвежонок, собачка.
Форма контроля: выставка готовых работ в объединении и участие в городских выставках технического творчества
2.3. Проект «Такие разные дома».
Работа над проектом: составление плана действий; элементы деятельности по маркетингу (изучение спроса и предложения); конструирование изделия; технологическое планирование; наладка оборудования; изготовление изделий и их реализация. Самостоятельный поиск информации.
Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, канцелярским ножом и клеем ПВА и «Момент».
Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.
Практика: изготовление домов из картона по шаблонам, тарных коробок.
Форма контроля: выставка готовых работ в объединении и участие в городских выставках технического творчества.
2.4. Мебель в моем доме.
Рассказ о видах мебели (понятие, виды, материал).
Изготовление модели из картона по шаблонам и схеме в технике «щелевое соединение».
Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, клеем ПВА.
Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока (изготовление стульев и стола, дивана, кресел, кровати), работа индивидуальная и фронтальная.
Практика: изготовление дивана и кресел, кровати; изготовление прямоугольного столового стола и табуретов; оформление работ.
Форма контроля: выставка готовых работ в объединении и участие в городских выставках технического творчества.
2.5. Проект « Практические идеи для подарков»
Изготовление модели из бумаги и клея ПВА по шаблонам и схеме.
Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, клеем ПВА.
Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.
Практика: изготовление поздравительных открыток и сувениров по собственному замыслу.
Форма контроля: выставка готовых работ на выставках декоративно-прикладного творчества.
2.6. Передвижение по земле.
Экскурсия по улицам города. Знакомство с видами городского транспорта. Классификация транспорта по назначению. Общее представление о сухопутном транспорте. Из истории колеса. Изучение устройства автомобиля. Знакомство с бумажным, металлическим и пластмассовым конструкторами.
Практика: изготовление плоской детали трактора, легкового автомобиля; объемные модели машины «Нива», грузовика с мороженым, фургона «Жук», паровоза, из конструктора «Малыш» мотоцикла.
Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.
Форма контроля: выставка готовых работ в объединении и участие в городских выставках технического творчества.
2.7. Мероприятия «Автомобили буквально все заполонили»
Проведение конкурсов «Марки автомобилей», « Какой лишний», «Автовикторина», «Лучший шофер», «Кто быстрее», «Попади в цель», «Музыка в автомобиле», «Фантастическое авто».
Форма занятия: в учебном кабинете.
Форма контроля: награждение победителей.
3.Человек и вода.
3.1 Морской и речной транспорт
Экскурсия в судомодельный кружок. Значение, классификация и виды морского и речного транспорта.
Изобретатели. Виды материалов и особенности их обработки.
Изготовление моделей из различного материала.
Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, клеем ПВА.
Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока (изготовление парусной лодки в технике «Оригами», изготовление плота с парусом из бросового материала, изготовление ладьи), работа индивидуальная и фронтальная.
Практика: (изготовление парусной лодки в технике «Оригами», изготовление плота с парусом из бросового материала, изготовление ладьи).
Форма контроля: выставка готовых работ в объединении. и участие в городских выставках технического творчества.
3.2. Морской транспорт будущего
Практика: изготовление морского транспорта по замыслу с применением различных материалов.
Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.
Форма контроля: выставка готовых работ в объединении и участие в городских выставках технического творчества.
3.3. Игра-путешествие « По морям, по волнам»
Конкурсы «Аукцион морских терминов», «Подготовка к плаванию», «Подводное плавание», «Соревнование коков», «Радиограмма SOS», «1-я медицинская помощь», «На необитаемом острове», «Аврал на палубе».
Форма занятия: в учебном кабинете.
Форма контроля: награждение победителей.
- Человек и воздух
4.1 Использование ветра.
Понятие о ветре.
Возможности использования ветра человеком.
Практика: изготовление воздушного змея; изготовление вертушки.
Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.
Форма контроля: выставка готовых работ в объединении и участие в городских выставках технического творчества.
4.2 Полеты человека
Из истории воздухоплавания. Как человек научился летать. Виды самолетов. Пассажирские, грузовые, военные, спортивные, прогулочные самолеты. Устройство самолета: фюзеляж, крыло, горизонтальное и вертикальное оперение, рули управления.
Практика: экскурсия в авиамодельный кружок; изготовление парашюта; изготовление самолетов в технике «оригами», изготовление симметричных моделей самолетов, объемного самолета-истребителя, вертолета.
Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока ,работа индивидуальная и фронтальная.
Форма контроля: выставка готовых работ в объединении и участие в городских выставках технического творчества.
4.3 Наши пернатые друзья.
Самостоятельный поиск дополнительной информации о поделках-птицах, создание рисунка и схемы. Изготовление модели в группе.
Организация рабочего места.
Правила безопасности труда и санитарной гигиены.
Изготовление модели по собственному замыслу группы в игре «Изобретатели».
Практика: изготовление птиц в технике «оригами»; изготовление дятла из бросового материала, проект «Птица счастья».
Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, подбор информации) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.
Форма контроля: выставка готовых работ в объединении и участие в городских выставках технического творчества.
Содержание программы 2-го года обучения
1.Увлекательный мир бумагопластики
1.1 Оригами
Из истории оригами. Использование оригами. Виды техники оригами: классическое и модульное оригами. Изготовление изделия в техники оригами по условным обозначениям.
Практика: изготовление поделок из базовых форм «катамаран», «двойной треугольник», «птица».
Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.
Форма контроля: оценка выполненных работ
1.2 Аппликации
Сгибание и складывание бумаги. Правила резания ножницами (по прямой, кривой и вырезание отверстий).Орнамент-средство выразительности. Стилизация растительных форм в декоративном оформлении. Основы композиции на плоскости: понятия о гармонии и равновесии.
Практика: Составление орнамента из растительных и геометрических элементов в полосе, квадрате, круге с использованием одной или нескольких осей симметрии; изготовление объемной аппликации с использованием торцевания.
Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.
Форма контроля: оценка выполненных работ.
1.3 Квиллинг
Техника квиллинга, гофроквиллинга. Приемы вырезания по прямой линии, накручивания полос.
Практика: изготовление мотоцикла, паровозика в технике гофроквиллинга
Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.
Форма контроля: оценка выполненных работ
- К нам приходит праздник
2.1 День ангела.
День рождения- как мы его отмечаем.
Практика: изготовление сувенира по собственному замыслу
Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.
Форма контроля: выставка работ
2.2 Скоро Новый год
История Нового года в России. Традиции и украшения.
Практика: украшение на окно, елочные украшения
Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.
Форма контроля: выставка работ
2.3 Наша армия родная
Практика: изготовление праздничной открытки; декупаж «Военная техника».
Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.
Форма контроля: выставка работ.
2.4 Весенние праздники
8 марта, масленица, 9 мая.
Практика: подарки и сувениры
Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.
Форма контроля: выставка работ
- И на суше и на море
3.1 Зоопарк
Знакомство с историей возникновения зоопарков в России.
Практика: марионетки-зверюшки лев, обезьяна, змея
Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.
Форма контроля: выставка работ в объединении и участие в городской выставке.
3.2 Машины на службе человека
Спецмашины. Назначение машин. Сборка модели по ее готовой развертке.
Практика: пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина.
Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.
Форма контроля: участие в городской выставке.
3.3 Обитатели пруда
Беседа об обитателях пруда.
Практика: водоплавающие птицы; рыбы
Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.
Форма контроля: оценка выполненных работ.
3.4 Такие разные мосты
История мостостроительства. Виды мостов, их назначение, особенности конструкций. Работа с различными материалами.
Практика: изготовление модели висячего моста.
Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.
Форма контроля: оценка выполненных работ
- Оживи, сказка
4.1 Герои сказки «Колобок»
Понятия о контуре, силуэте. Симметричные фигуры.
Практика: изготовление героев сказки «Колобок» и декорации к ней. Игра «В театре»
Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.
Форма контроля: оценка выполненных работ.
4.2 Пальчиковый театр
Знакомство с профессиями людей, работающих в театре. Виды кукол. Пальчиковые куклы.
Практика: пальчиковые куклы из гофрокартона;
Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.
Форма контроля: оценка выполненных работ, коллективное обсуждение.
Содержание программы 3-го года обучения
- Механизмы, приводящие в движение
1.1.Механическая игрушка
Понятие о механической игрушки. Способы соединения деталей технических поделок из бумаги и картона. Прокалывание отверстий шилом. Подвижные и неподвижные соединения (клей, заклепки из мягкой проволоки, нитки), щелевое соединение. Работа с копировальной бумагой.
Практика: изготовление аттракциона «колесо обозрения».
Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.
Форма контроля: выставка готовых работ в объединении
1.2.Динамическая игрушка
Понятия о динамической игрушке. Знакомство с техникой выполнения, материалом. Динамические открытки. Склеивание открыток, плоские детали которых становятся объемными при раскрытии.
Практика: работа с шаблонами; изготовление простейших моделей из плоских и объемных деталей с подвижным соединением при помощи гайки, винта, медной проволоки (динамические открытки, марионетка- клоун, телевизор).
Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.
Форма контроля: оценка выполненных работ.
1.3 Электрифицированная игрушка
Элементарные понятия об электрическом токе и простейшей электрической цепи. Знакомство с источниками тока, проводниками, выключателями, переключателями и потребителями электрической энергии. Условные обозначения элементов электрической цепи. Способы и приемы составления простейшей электрической цепи. Беседа по правилам безопасности труда.
Практика: графическое изображение электрической цепи с одним потребителем. Сборка простой электрической цепи. Изготовление простейших технических моделей с электроосвещением (автомобиль с фарами); светильника «Васильки»; игрушка «гномик». Работа с «Электромеханическим конструктором». Игры и соревнования с моделями.
Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.
Форма контроля: выставка готовых работ в объединении.
1.4.Чудо-магнит.
Магнитное поле. Применение магнитов.
Практика: изготовление игрушек с использованием магнита (бегущая мышка, магнит на модели подъемного крана).
Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.
Форма контроля: выставка готовых работ в объединении.
1.5.Что заставляет винт вращаться?
Об использовании пропеллера в технических устройствах, машинах. Назначение винта (охлаждение, увеличение подъемной силы, вращение жерновов мельницы). Разметка деталей по шаблонам. Проверка конструкции в действии.
Практика: изготовление самолета с подвижным винтом; мельницы.
Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.
Форма контроля: выставка готовых работ в объединении.
- Объемное моделирование
2.1. Мир геометрических фигур
Расширение и углубление понятий о геометрических телах (куб, призма, конус, параллелепипед, цилиндр). Элементы объемных геометрических тел в природе. Повторение понятий о развертках простых геометрических тел и выкройках. Гармоничное сочетание формы и цвета.
Практика: изготовление «Геометрического конструктора» из плотной бумаги или картона (набора геометрических фигур, различных по форме, размерам и цвету) с предварительным вычерчиванием разверток. Создание объемных моделей (кораблик, грузовик, дом, башня) c добавлением дополнительных деталей, необходимых для конкретного изделия.
Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.
Форма контроля: выставка готовых работ в объединении.
2.2.Военная техника
История военной техники. Модели военной техники и их разновидности. Действующие (движущиеся), настольные (стендовые), силуэтные, объемные модели.
Практика: Изготовление модели «Танковое сражение» с использованием магнитов.
Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.
Форма контроля: оценка выполненных работ.
- Скоро праздник
3.1. Наши проекты «Скоро Новый год»
История новогодних традиций России и других стран. Главные герои новогодних праздников разных стран. Комбинирование бумажных материалов. Использование раннее освоенных знаний и умений. Фигурное вырезание многократно сложенной полоски, нарезание полосок одинаковых размеров.
Практика: участие в новогоднем утреннике; изготовление новогодних гирлянд.
Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.
Форма контроля: защита выполненных работ.
3.2.Поздравляем женщин и девочек
Беседа о празднике. Значение подарка для человека. Разнообразие форм объемной упаковки. Построение развертки коробки с отдельной крышкой. Декорирование объемных изделий из картона раннее освоенными способами.
Практика: подарочная упаковка.
Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.
Форма контроля: выставка готовых работ в объединении.
3.3.День Святого Валентина
Беседа о празднике. Переплетные работы.
Практика: изготовление «валентинок» в технике плетения.
Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.
Форма контроля: выставка готовых работ в объединении
3.4. Светлая пасха
Беседа о празднике пасхе.
Практика: изготовление пасхальных сувениров .
Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.
Форма контроля: оценка выполненных работ.
- Проект «Сказочный город»
4.1 Архитектурные постройки сказочного города
Архитектура Новотроицка. Сказки и сказочные строения.
Практика: изготовление макетов зданий.
Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.
Форма контроля: защита выполненных работ.
4.2 Жители сказочного города.
Сказки и сказочные герои.
Составление плана работы над изделием. Работа в группах. Распределение работы внутри группы.
Подбор материалов для выполнения проектов. Изготовление деталей деревьев, кустарников и забора складыванием заготовок. Защита проектов.
Практика: выполнение проекта «Сказочный город»
Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.
Форма контроля: оценка выполненных работ.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Мониторинг образовательных результатов:
1.1. Разнообразие умений и навыков:
Высокий уровень — имеет четкие технические умения и навыки; умеет правильно использовать инструменты (ножницы, канцелярский нож, шило, карандаш, линейка).
Средний уровень — имеет отдельные технические умения и навыки; умеет правильно использовать инструменты (ножницы, канцелярский нож, шило, карандаш, линейка).
Низкий уровень — имеет слабые технические умения и навыки; не умеет правильно использовать инструменты (ножницы, канцелярский нож, шило, карандаш, линейка).
1.2. Глубина и широта знаний по предмету:
Высокий уровень — имеет широкий кругозор знаний по программе; владеет определенными понятиями (названия геометрических фигур, технические термины, определения); свободно использует технические обороты; пользуется дополнительными материалами.
Средний уровень — имеет неполные знания по программе; оперирует техническими терминами; не пользуется дополнительными материалами.
Низкий уровень — недостаточные знания по программе; знает отдельные определения.
1.3. Развитие творческих достижений:
Высокий уровень — регулярно принимает участие в выставках внутри объединения и на городском уровне; работы выполнены аккуратно.
Средний уровень — принимает участие в выставках внутри объединения; работы выполнены аккуратно.
Низкий уровень — отказывается принимать участие в выставках внутри объединения; работы выполнены неаккуратно.
На конец обучения обучающийся должен знать:
— технику безопасности при работе с колющим и режущим инструментом, клеем;
— особенности геометрических тел и их отличие от геометрических фигур;
— особенности работы с бумагой и картоном;
— понятие чертежа и его отличие от схемы, эскиза;
— понятие масштаба;
— порядок чтения и составления эскиза плоской и объемной детали;
— технологию строения моделей и макетов;
— способы художественного оформления моделей и макетов;
— понятие о механической игрушке и классификацию таких игрушек.
Должен уметь:
— читать чертежи разверток простых и сложных объемных деталей при изготовлении объектов;
— изготовить изделие по предъявленной документации;
— выполнить самостоятельную технологическую разработку оригинальной конструкторской идеи изделия с его изготовлением;
— самостоятельно разработать документацию и изготовить изделие по ней.
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методы работы
В ходе обучения по данной программе используются следующие методы:
— словесно-информационный (беседа, инструктаж по технике безопасности);
— практический (работа с природным материалом, рисование, моделирование и пр.);
— наглядный (наглядные демонстрации с использованием готовых наглядных пособий (рисунков, таблиц, чертежей, моделей и схем)).
В основе образовательного процесса, осуществляемого по программе в целом, лежат принципы:
— сознательности и активности;
— индивидуального подхода;
— доступности;
— последовательного увеличения трудности.
Применение данных принципов осуществляется комплексно в соответствующем сочетании и последовательности.
Формы подведения итогов
На занятиях дети приобретают элементарные чертежные навыки, развивают глазомер, внимание, аккуратность, познают законы симметрии. Дети составляют самостоятельно эскизы, развертки, шаблоны; учатся при геометрическом конструировании видеть строение, пропорции предметов, их формы.
Занятия воспитывают усидчивость, терпение, развивают мышцы кистей рук, образное и пространственное мышление.
Подводя итог занятию, каждому предоставляется право корректно высказать мнение о своей работе, работе друга. Основные стимулы для работы у детей – радость общения, познания, творчества.
Похвала за большие и маленькие успехи присуща методике общения педагога с детьми. Дети творят без страха, с удовольствием любят художественный труд. Физминутка на занятиях усиливает кровообращение, снимает утомляемость, повышает работоспособность и эмоциональный настрой. Пословицы, поговорки, скороговорки, загадки на занятиях помогают педагогу проводить эстетические беседы, пополнять словарный запас детей, развивать память.
Выставка детского творчества – это серьезный отчет о работе объединения, это показ иллюстративного материала, результат творчества кружковцев. На выставку предоставляются лучшие творческие работы воспитанников, которые отражают новизну и актуальность темы, оригинальность, качество исполнения, внесение элементов фантазии. Выставка детского творчества является большим событием для детей.
Дидактический материал
№ | Вид материала | Содержание | Количество |
1. | Таблицы — плакаты | Таблица по технике безопасности | 1 шт. |
2. | Шаблоны | Для изготовления макетов | По количеству учащихся |
3. | Развертки | Для изготовления транспортных моделей и др. | По количеству учащихся |
4. | Схемы моделей | Для изготовления электрифицированных моделей;
оригами |
По количеству учащихся |
Техническое оснащение
№ | Название технического устройства | Количество |
1. | Инструменты: | |
Ножницы | 15 шт. | |
Шило | 2 шт. | |
Канцелярский нож | 2 шт. | |
Кнопки | 100 шт. | |
Скрепки | 50 шт. | |
Лезвия | 2 шт. | |
Степлер | 2 шт. | |
Карандаш простой. | 15 шт. | |
Транспортир | 2 шт. | |
Линейка | 15 шт. | |
Ластик | 15 шт. | |
Цветные карандаши | 5 уп. | |
2. | Материалы: | |
Бумага | По количеству учащихся | |
Картон | По количеству учащихся | |
Бросовый материал | По количеству учащихся | |
Веточки | По количеству учащихся | |
Шишки и желуди | По количеству учащихся | |
Засушенные листочки | По количеству учащихся |
6. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Для педагогов:
- Барта Ч. 200 моделей для умелых рук. / С.- Пб.: «Кристалл», 2010. — 215 с.
- Выгонов В.В. Изделия из бумаги. 1-4 классы / В.В. Выгонов. — М.: Издат-во «Экзамен», 2013. — 95 с.
- Выгонов В., Столяров С. Энциклопедия самоделок. М.: «АСТ — Пресс», 2009. — 245 с.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
- Журавлева Л.А., Болотина А.П. Начальное техническое моделирование. М.: Просвещение, 2011. — 158 с.
- Метод проектов в начальной школе: система реализации / Авт.-сост. Н.В. Засоркина [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2012. – 135 с.
- Развитие технического творчества младших школьников: Книга для учителя / П.Н. Андрианов, М.А. Галагузова, Л.А. Каюкова и др.; Под ред. П.Н. Андрианова, М. А. Галагузовой. М.: Просвещение, 2010. — 110 с.
- Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт-сост. Л. В. Горнова и др. Волгоград: Учитель, 2009. — 250 с.
- Как сделать мебель из картона — схемы /http://tnn-hobby.ru/moe-hobbi/obemnyie-podelki-iz-bumagi/kak-sdelat-mebel-iz-kartona-shemyi-mebel-iz kartona-foto.html — Опубликовал admin 23 Март 2012 в рубрике «Объемные поделки из бумаги».
- Долженко, Г.И. 100 поделок из бумаги. -Ярославль: Академия развития, 2009.-144с.
11.Давыдова,М.А. «Поурочные разработки по технологии. 2 класс».Москва. «Вако». 2010
12.Каролин Хофман «Фигурки и гирлянды». Практическое руководство. Издательство « Ниола-пресс», 2012
13.Крылова,О.Н. Самсонова Л.Ю «Поурочные разработки по трудовому обучению. 1класс.» Издательство «экзамен» Москва. 2006
- Крылова О.Н. Самсонова Л.Ю «Поурочные разработки по трудовому обучению. 4класс.» Издательство «экзамен» Москва. 2008
15.Мищенкова,Л.В. «Творческие игры и развивающие упражнения для группы продленного дня.1-4 классы.»Изд.2-е. Волгоград: Учитель, 2012.
- Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. Москва. «Айрис-пресс» 2008.
17.Сержантова Т.Б. 100 праздничных моделей оригами. Москва: «Айрис-пресс»,2007-208с.
Дополнительная литература:
- Атутов П. Р., Поляков В. А. Трудовое обучение. М.: Просвещение, 1990. -145 с.
- Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала. М.: Издат-во «Просвещение», 1989. — 175 с.
- Лиштван З. В. Конструирование. – М.: Просвещение, 1998. — 97 с.
- Уроки трудового обучения. Третий класс. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1975. — 160 с.
Для детей:
- Тойбнер Армин, Болгерт Нелли, Крумбахер Ральф, Фигурки и игрушки из бумаги и картона: Подарок своими руками. – М.: Изд-во «Академия развития», 2009. – 31 с.
- Как сделать бумажную объемную игрушку — Робот //http://tnn-hobby.ru/category/mir-hobbi/podelki-iz-bumagi/obemnyie-podelki-iz-bumagi/page/