МАСТЕРИЛКА программа

 

 

Мастерилка
СОДЕРЖАНИЕ

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………………………………………. 3

  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ……………………………………………………………………………………14

II.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН …………………………………………….16

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ   …………………………………………… 28

  1. ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ …………………………………..………… 46
  2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ………………………………………… 48

Методы работы ……………………..…………………………………………….. 48

Формы подведения итогов ………………………………………………………. 48

Дидактический материал ………………………………………………………… 49

Техническое оснащение ………………………………………………………….. 50

  1. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ .. ………………………………………………… 51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Нормативно-правовая сторона программы.

  1. Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 29.08.2013 №1008 (зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 № 330468);
  3. Санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям ДОД СанПин 2.4.4. 3172-14 от 04.07.2014 г.;
  4. Концепция развития дополнительного образования детей, принятая Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р;
  5. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  6. Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» №761 от 01.06.2012 г.;
  7. Закон Оренбургской области «Об образовании в Оренбургской области»;
  8. Постановление правительства Оренбургской области «Об утверждении государственной программы «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014-2020 годы» от 28.06.2013 г. № 553-пп;
  9. Устав МОАУ ДОД «СЮТ».

 

1.1. Направленность общеобразовательной программы «Мастерилка» — техническая.

1.2. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы. Творческое объединение «Мастерилка» – первая ступенька в занятиях детей младшего звена техническим творчеством, которая прокладывает путь к овладению техническими специальностями в жизни человека, развивает интерес к технике и техническим видам спорта, развивает у детей конструкторскую мысль и прививает трудолюбие во всем.

Программа предусматривает организацию проектной деятельности, нацеленной на развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, познавательных интересов, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей — будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, и с окружающим миром.

Программа состоит из нескольких модулей, в каждом из них предусмотрена проектная деятельность. Работы носят различный характер: это и выполнение плоскостных композиций из бумаги (аппликация, художественное вырезание, мозаика); работа с бумагой в технике «оригами», плоскостное и объемное моделирование и художественное конструирование из разных материалов. Работы предлагается выполнять и по шаблону, и по собственному замыслу.

Ознакомление детей с историей развития техники осуществляется в процессе изготовления моделей машин. Этот вид труда развивает техническое мышление, пространственные представления. Дети получают сведения о машинах, механизмах, рабочих профессиях.

1.3   Актуальность данной программы состоит в удовлетворении интереса к техническому творчеству и развитии мотивации к творческой деятельности.

Творческое объединение «Мастерилка» — это первые шаги младших   школьников в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей простейших технических объектов; это процесс формирования у них начальных политехнических знаний и умений, а также развитие эстетического вкуса.

Новые жизненные условия, в которые поставлены обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения, быть ориентированными на лучшие результаты.

Обучающимся необходимы умения передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера.

1.4. Цель программы: развитие у обучающихся младшего школьного возраста творческих способностей через обучение на занятиях первоначальным навыкам конструирования и моделирования из различного материала.

Основные задачи программы:

1.Воспитательные задачи:

— воспитание толерантности к мнениям и позиции других;

— воспитание интереса к достижениям отечественных исследователей,     естествоиспытателей и творцов техники.

2.Развивающие задачи:

развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе мотивации успеха;

— расширение знаний о видах техники;

— развитие коммуникативных способностей детей;

3.Образовательные задачи:

— формирование знаний о правилах безопасной работы;

— формирование сведений о материалах и инструментах для моделирования;

— формирование умения конструировать из плоских и объемных деталей, из бросового материала.

1.5 Новизна программы.

Во-первых, это вовлечение обучающихся в проектную деятельность. Для того чтобы создать модели ребенок должен обладать обширными знаниями по теории и технике искусства «оригами», «квиллинг», навыками работы с бумагой и картоном, с бросовым материалом. А так как количество различных моделей огромно, то информацию приходится «добывать» самостоятельно в форме исследовательской и поисковой работе.

Во-вторых, произошло обновление методического образовательного процесса в связи с широким внедрением информационных технологий, таких как: мультимедийные презентации, чертежи, технологические схемы в электронном виде, использование сети Интернет.

 

 

1.6 Отличительные особенности данной программы

Данная программа является модифицированной. Она составлена на основе следующих источников: «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Техническое творчество» (1981 г.); книги для учителя «Развитие технического творчества младших школьников» под редакцией П.Н. Андрианова и М.А. Галагузовой (1990 г.); пособия для учителя А.П. Журавлевой и Л.А. Болотиной «Начальное техническое моделирование» (1982 г.).

Особенности программы:

— усложнение содержания учебной деятельности;

— ориентация на интеллектуальную инициативу;

— высокая самостоятельность учебной деятельности;

— гибкость в использовании времени, средств, материалов обеспечивает вариативная часть программы;

— отличаются планируемые результаты;

— максимально доступная для детского возраста проработка изучаемых тем.

В основе образовательного процесса лежит изготовление различных поделок технической направленности, т.е. военной техники, транспорта различной классификации, конструирование из объемных и плоских деталей на занятии в учебном кабинете и посещение выставок технического творчества, проведение экскурсий по городу — выездная форма занятия.

1.7. Возрастные особенности обучающихся

Возраст обучающихся по общеразвивающей программе «Мастерилка» — 7-11 лет. В 7 лет ребенок поступает в школу. Поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям с взрослыми и сверстниками.

Вместе с новыми обязанностями школьник приобретает и новые права. Он может претендовать на серьезное отношение со стороны взрослых к своему учебному труду; он имеет право на свое рабочее место, на необходимое для его занятий время, тишину; он имеет право на отдых, на досуг. Получая за свой труд хорошую оценку, он имеет право на одобрение со стороны окружающих, требует от них уважения к себе и своим занятиям.

В плане личностного развития существенным является то, что в возрасте 7—8 лет ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил и к их повседневному выполнению.

Младший школьный возраст — это возраст наибольшего благополучия в аффективно-потребностной сфере, возраст преобладания положительных эмоций и личностной активности. Ребенка радует, что педагог и родители хвалят за успехи; и если педагог заботится о том, чтобы чувство радости от деятельности возникало у учащегося как можно чаще, то это закрепляет положительное отношение учащегося к приобретению новых учебных действий.

В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как любовь к Родине и национальная гордость, учащиеся восторженно относятся к героям-патриотам, к смелым и отважным людям, отражая свои переживания в играх, высказываниях, творческой деятельности.

1.8. Организация общеразвивающего процесса.

Учебно-воспитательный процесс представляет собой открытую систему. Набор в объединение «Мастерилка» производится на добровольной основе.

Возраст обучающихся – 6-12 лет. Срок реализации программы – 3 года.

Максимальная численность обучающихся в группе не должна превышать:

1 год обучения – 15 чел.

2 год обучения – 12 чел.

3 год обучения – 12 чел.

Деятельность кружка опирается на принципы:

  • свободного выбора;
  • содружества педагога и воспитанника в области образования и досуга;
  • адаптации к образовательным потребностям региона.

Руководитель строит свою работу таким образом, чтобы не нарушать целостность педагогического и творческого процессов, учитывая образовательные цели, воспитательные задачи и конкретные перспективы коллектива.

Теоретические сведения по всем разделам программы даются непосредственно по ходу занятий.

Объем часов, отпущенных на занятия в творческом объединении, составляет первый год обучения -144 часа, второй-144 часа, третий- 216 часов. Срок реализации программы -3 года.

 

Формы организации внутри занятия:

— по количеству детей, участвующих в занятии – коллективная, групповая, индивидуальная;

— по особенностям коммуникативного взаимодействия – практические упражнения, беседы, тренинги, выполнение проектов, сообщения;

— по дидактической цели — вводные занятия, практические занятия, занятия по углублению теоретических знаний; творческие занятия; проекты.

Методы работы на занятии:

  • словесный метод (беседа, рассказ, дискуссия и пр.);
  • наглядный метод (демонстрация модели или вида работы; изучение рисунка, схемы или чертежа; экскурсии и пр.);
  • практический метод (практическая работа; подборка материала и т.д.).

Указанные методы используются на занятиях в комплексе, однако основное место на занятиях занимает практическая работа, в результате которой создается изделие определенного функционального назначения.

Ведущие методические принципы:

Принцип деятельности подразумевает активное включение обучающегося в учебно-проектную деятельность через открытие им нового знания, участие в разрешении проблемной ситуации, освоение необходимых знаний, навыков и умений для решения творческих задач.

Принцип гуманности основан на уважении к личности обучающихся, признании его права на собственное мнение. Соблюдение данного принципа является залогом свободы и творческой раскрепощенности обучающихся во время занятий.

Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности обучающихся младшего звена, приобретение ими собственного чувственного, интеллектуального, технологического опыта, способности самостоятельного выбора решений.

Принцип вариативности дает возможность развивать у обучающихся вариативное мышление, сравнивать и находить оптимальный вариант.

В данной программе можно выявить связи со следующими школьными дисциплинами:

— технология – закрепление методов работы с ножницами, иглами, спицами, крючком и различным материалом;

— изобразительное искусство – навыки цветового подбора материалов при оформлении изделий, поделок, игрушек;

— история – небольшие повествовательные элементы из истории развития быта людей, рукоделия,

— биология и зоология — визуальное отождествление с выполнением игрушек, бисерных поделок, вязанных вещей;

— черчение — закрепление приемов работы с линейкой, карандашом, циркулем при выполнении чертежей, разверток, шаблонов, схем.

 

1.7 Планируемые результаты :

1 год обучения.

Личностные результаты:

  1. Сформированное ценностное отношение к своему труду, к труду других людей, к творчеству.
  2. Сформированное нравственно-этическое оценивание последствий своих действий в социальной среде.
  3. Уметь добиться высокого качества изготовленных моделей (аккуратность, надежность, привлекательность (эстетический вид)).
  4. Формирующееся у детей чувство патриотизма и гражданственности на примере знакомства с историей развития техники в России.
  5. Формирующиеся навыки современного организационно-экономического мышления, обеспечивающие социальную адаптацию в условиях рыночных отношений.

Метапредметные результаты:

  1. Сформированные знания и умения выполнения проектов на основе рисунка, схемы и чертежа различными способами соединения деталей.
  2. Сформированное умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками в ходе выполнения проектов.
  3. Развитое умение самостоятельно планировать последовательность выполняемой работы.
  4. Развивающаяся способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения в ходе проектирования.
  5. Развивающиеся глазомер, творческая смекалка, быстрота реакции.
  6. Формирующееся образное технологическое мышление и умение выразить свой замысел на плоскости (с помощью эскиза, рисунка, чертежа).

Предметные результаты:

  1. Сформированные знания и умения о приемах плоскостного и объемного конструирования из различных материалов.
  2. Получат представления о начальных сведениях по проектной деятельности, основам культуры труда.
  3. Знать виды материалов, их свойства, названия и возможности для применения в творческих работах.
  4. Знать названия и назначение ручных инструментов и приспособлений, отличия схем, рисунков и чертежей, шаблонов, правила работы с ними.

 

2 год обучения.

Личностные результаты:

  1. Сформированное ценностное отношение к своему труду, к труду других людей, к творчеству.
  2. Сформированное нравственно-этическое оценивание последствий своих действий в социальной среде.
  3. Уметь добиться высокого качества изготовленных моделей (аккуратность, надежность, привлекательность (эстетический вид)).
  4. Формирующееся у детей чувство патриотизма и гражданственности на примере знакомства с историей развития техники в России.
  5. Формирующиеся навыки современного организационно-экономического мышления, обеспечивающие социальную адаптацию в условиях рыночных отношений.

Метапредметные результаты:

  1. Сформированные знания и умения самостоятельного выполнения проектов на основе рисунка, схемы и чертежа различными способами соединения деталей.
  2. Сформированное умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками в ходе выполнения проектов.
  3. Развитое умение самостоятельно планировать последовательность выполняемой работы.
  4. Развивающаяся способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения в ходе проектирования.
  5. Развитые у детей элементы изобретательности, технического мышления и творческой инициативы.
  6. Развивающиеся глазомер, творческая смекалка, быстрота реакции.
  7. Формирующееся образное технологическое мышление и умение выразить свой замысел на плоскости (с помощью эскиза, рисунка, чертежа).

Предметные результаты:

  1. Сформированные знания и умения о приемах плоскостного и объемного конструирования и моделирования из различных материалов.
  2. Получат представления о начальных сведениях по проектной деятельности, основам культуры труда.
  3. Знать виды материалов, их свойства, названия и возможности для применения в творческих работах.
  4. Знать названия и назначение ручных инструментов и приспособлений, правила работы с ними.
  5. Получат первоначальные навыки черчения при составлении схем и чертежей выполняемых проектов.

 

3 год обучения.

Личностные результаты:

  1. Сформированное ценностное отношение к своему труду, к труду других людей, к творчеству.
  2. Сформированное нравственно-этическое оценивание последствий своих действий в социальной среде.
  3. Уметь добиться высокого качества изготовленных моделей (аккуратность, надежность, привлекательность (эстетический вид)).
  4. Формирующееся у детей чувство патриотизма и гражданственности на примере знакомства с историей развития конструкторской мысли в России.
  5. Формирующиеся навыки современного организационно-экономического мышления, обеспечивающие социальную адаптацию в условиях рыночных отношений.

Метапредметные результаты:

  1. Сформированные знания и умения выполнения проектов на основе рисунка, схемы и чертежа различными способами соединения деталей.
  2. Сформированное умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками в ходе выполнения проектов.
  3. Развитое умение самостоятельно планировать последовательность выполняемой работы.
  4. Развивающаяся способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения в ходе проектирования.
  5. Развитые у детей элементы изобретательности, технического мышления и творческой инициативы.
  6. Развивающиеся глазомер, творческая смекалка, быстрота реакции.
  7. Сформированное образное технологическое мышление и умение выразить свой замысел на плоскости (с помощью эскиза, рисунка, чертежа).

Предметные результаты:

  1. Сформированные знания и умения о приемах плоскостного и объемного конструирования из различных материалов.
  2. Получат представления о проектной деятельности, основам культуры труда.
  3. Будут знать виды материалов, их свойства, названия и возможности для применения в творческих работах.
    1. Научатся пользоваться ручным инструментм и приспособлениями, научатся отличать схемы, рисунки и чертежи, шаблоны.
Диагностика результатов осуществляется с помощью текущего,
промежуточного и итогового контроля.

Текущий контроль осуществляется путем поурочной беседы-опроса, где обучающийся объясняет, чем он занимался на предыдущем занятии, с каким инструментом и материалом работал, какой вид деятельности выполнял, чему научился.

Промежуточный – путем проведения самостоятельных работ по итогам каждого раздела, где при выполнении моделей, обучающиеся должны продемонстрировать свои навыки и умения, полученные в ходе занятий на данном этапе.

Итоговый – путем проведения выставок по итогам полугодия и в конце учебного года. Высшая оценка для участника – получение призового места.

 

 

 

 

Формы подведения итогов реализации программы

 

Год обучения Начальная диагностика Промежуточная аттестация Итоговая аттестация
1 Собеседование 1. Выполненные поделки и макеты по модулям.

2. Выставки творческих работ внутри объединения

1. Презентация работы на городской выставке,

2. Составление фотоальбома лучших работ

2 Собеседование 1. Выполненные поделки и макеты по модулям.

2. Выставки творческих работ внутри объединения и в СЮТ

1. Участие в городских и областных выставках технического творчества.
3 Собеседование 1. Выполненные поделки и макеты по модулям.

2. Выставки творческих работ в СЮТ

1. Участие в выставках технического творчества различного уровня.

 

 

 

 

1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

1 год обучения

Модуль
Всего часов в год

 

Количество часов в неделю
Промежуточная и итоговая аттестация
1 полугодие
2 полугодие
1
Давайте познакомимся
8
4
Выставка

Презентация проекта

2
Человек и земля
76
4
Выставка

Презентация проекта

3
Человек и вода
20
4
Выставка

Презентация проекта

4
Человек и воздух
40
_
4
Выставка

Презентация проекта

Всего часов в неделю
4
4
Итого
144
64
80

 

2 год обучения

Модуль
Всего часов в год

 

Количество часов в неделю
Промежуточная и итоговая аттестация
1 полугодие
2 полугодие
1
Увлекательный мир бумагопластики
38
4
Выставка

Презентация проекта

2
К нам приходит праздник
24
4
Выставка

Презентация проекта

3
И на суше и на море
64
4
4
Выставка

Презентация проекта

4
Оживи, сказка
18
_
4
Выставка

Презентация проекта

Всего часов в неделю
4
4
Итого
144
64
80
3 год обучения

 

Модуль
Всего часов в год

 

Количество часов в неделю
Промежуточная и итоговая аттестация
1 полугодие
2 полугодие
1
Механизмы, приводящие в движение
96
6
Выставка

Презентация проекта

2
Объемное моделирование
66
6
Выставка

Презентация проекта

3
Скоро праздник
24
6
6
Выставка

Презентация проекта

4
Проект «Сказочный город»
30
_
6
Выставка

Презентация проекта

Всего часов в неделю
6
6
Итого
216
96
120

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

Модуль.

Темы.

Всего часов Аудиторные занятия Внеаудитор-ные занятия  

 

УУД

Цифровые образовательные ресурсы
теория практика групповая индивидуальная
1
Давайте познакомимся
8
3 5 3 1
1.1
Знакомство «Моя анкета»
2
1 1 1 1 Регулятивные: планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на занятии принадлежностей и материалов.

Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о материалах и инструментах, правилах работы с инструментами.

Коммуникативные: умеют слушать руководителя и своих товарищей, отвечать на вопросы, делать выводы.

 Личностные: имеют мотивацию к творческой деятельности; сориентированы на плодотворную работу на занятии, соблюдение норм и правил поведения.

www.wikiznanie.ru

http://tnn-hobby.ru

 

1.2
Материалы и инструменты. Организация рабочего места
4
2 2
1.3
Конкурсная

программа

«Канцелярские потехи»

 

 

 

 

2
2 2
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2
Человек и земля
76
9 67 4 2  

Регулятивные: умеют определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий и вносить в них коррективы в случае отклонения, организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы.

Познавательные: умеют понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; овладеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, построения рассуждений; используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; освоят способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнера по диалогу, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их.

Личностные: имеют художественно-эстетический вкус; сориентированы на бережное отношение к труду и продуктам труда.

www.wikiznanie.ru
2.1
Бумажные фантазии
16
3 13    
2.2
«Мои любимые животные»
14
2 12
2.3
Проект «Такие разные дома»
12
2 10 1 1
2.4
Мебель в моем доме
6
2 4
2.5
Проект «Практические идеи для подарков»
6
2 4 1 1
2.6 Передвижение по земле.
20
2 18
2.7 Мероприятие

«Автомобили буквально все заполонили»

2
2 2
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3
Человек и вода

 

20
6 14 2
3.1
 Речной транспорт
8
2 6 Регулятивные: умеют применять навыки организации рабочего места и рационального распределения времени на изготовление изделия, контролировать и корректировать свою работу по слайдовому плану, адекватно оценивать результаты своего труда.

Познавательные: умеют осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера; осуществляют поиск необходимой информации из разных источников; умеют сравнивать суда разных эпох, наблюдать и выявлять в процессе рассматривания поделок особенности их создания, конструировать объемные поделки.

Коммуникативные: умеют оформить свою мысль в устной форме, составлять рассказ о конструкции кораблей, слушать и понимать высказывания собеседников, самостоятельно делать выводы, сравнивая старинные корабли с современными.

Личностные: сориентированы на уважительное отношение к людям, чьи профессии связаны со строительством кораблей; проявляют интерес к строительству.

 

3.2
Морской транспорт будущего
10
2 8  
3.3
Игра-путешествие «По морям, по волнам»

 

 

 

 

 

 

 

2
2   2  

http://tnn-hobby.ru

4
Человек  и воздух
40
12 28 14 6 Регулятивные: знают основы самоорганизации –организации своего творческого пространства; контролируют процесс создания изделия на всех этапах работы согласно ранее составленному плану; умеют оценивать свою работу и работу других воспитанников по заданным критериям.

Познавательные: имеют стремление к расширению своей познавательной сферы; умеют самостоятельно решать проблемы творческого и поискового характера, выявлять с помощью сравнения особенностей формы и окраски птиц; осуществляют поиск информации о значении птиц в жизни человека, о проблеме сохранения животного мира.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, вступать в коллективное сотрудничество; использовать образную речь при описании изделия.

Личностные: эстетически воспринимают окружающий мир, произведения искусства; имеют мотивацию к творческой деятельности.

 

 

 

4.1

 

 

 

Использование ветра
6

 

 

 

 

2 4 6
4.2
Полеты человека

 

 

 

36
6 30 6 2 www.wikiznanie.ru

http://tnn-hobby.ru

4.3

 

 

 

 

«Наши пернатые друзья»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

4 14 4 4
 

Итого:

144 30 114  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 год обучения
Модуль.

Темы.

Всего часов Аудиторные занятия Внеаудитор-ные занятия  

 

УУД

Цифровые образовательные ресурсы
теория практика групповая индивидуальная
1
Увлекательный мир бумагопластики
38
6 32 6 3 Регулятивные: планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на занятии принадлежностей и материалов.

Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о материалах и инструментах, правилах работы с инструментами.

Коммуникативные: умеют слушать руководителя и своих товарищей, отвечать на вопросы, делать выводы.

 Личностные: имеют мотивацию к творческой деятельности; сориентированы на плодотворную работу на занятии, соблюдение норм и правил поведения.

1.1
Аппликация
8
2 6 4 1 www.wikiznanie.ru

http://tnn-hobby.ru

1.2
Оригами
16
2 14
1.3 Квиллинг

 

 

14
2 12 2 2
 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2
И на суше и на море
64
12 52 4 2  

Регулятивные: умеют определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий и вносить в них коррективы в случае отклонения, организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы.

Познавательные: умеют понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; овладеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, построения рассуждений; используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; освоят способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнера по диалогу, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их.

Личностные: имеют художественно-эстетический вкус; сориентированы на бережное отношение к труду и продуктам труда.

www.wikiznanie.ru
2.1
Зоопарк

 

12
2 10  
2.2
Машины на службе человека

 

32
4 28
2.3
Обитатели пруда

 

8
2 6 2 1
2.4
Мебель

 

6
2 4
2.5
Такие разные мосты

 

4
2 2 2 1
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3
К нам приходит праздник
24
6 14 2
3.1
День ангела
6
2 10 Регулятивные: умеют применять навыки организации рабочего места и рационального распределения времени на изготовление изделия, контролировать и корректировать свою работу по слайдовому плану, адекватно оценивать результаты своего труда.

Познавательные: умеют осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера; осуществляют поиск необходимой информации из разных источников;  наблюдать и выявлять в процессе рассматривания поделок особенности их создания, конструировать объемные поделки.

Коммуникативные: умеют оформить свою мысль в устной форме, слушать и понимать высказывания собеседников, самостоятельно делать выводы.

Личностные: сориентированы на уважительное отношение к людям, чьи профессии связаны со строительством кораблей; проявляют интерес к строительству.

 

3.2
Скоро Новый год
6
2 4  
3.3

 

 

3.4

Наша армия родная

 

 

 

Весенние праздники

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

6

2 2  

http://tnn-hobby.ru

4
Оживи, сказка
18
4 14 12 2 Регулятивные: знают основы самоорганизации –организации своего творческого пространства; контролируют процесс создания изделия на всех этапах работы согласно ранее составленному плану; умеют оценивать свою работу и работу других воспитанников по заданным критериям.

Познавательные: имеют стремление к расширению своей познавательной сферы; умеют самостоятельно решать проблемы творческого и поискового характера.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, вступать в коллективное сотрудничество; использовать образную речь при описании изделия.

Личностные: эстетически воспринимают окружающий мир, произведения искусства; имеют мотивацию к творческой деятельности.

 

 

 

4.1

 

 

 

Герои сказки «Колобок»
10

 

 

 

 

2 8 6
4.2
Пальчиковый театр

 

 

 

8
2 6 6 2 www.wikiznanie.ru

http://tnn-hobby.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

144 28 116  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 год обучения
Модуль.

Темы.

Всего часов Аудиторные занятия Внеаудитор-ные занятия  

 

УУД

Цифровые образовательные ресурсы
теория практика групповая индивидуальная
1
Механизмы, приводящие в движение
96
15 81 2 2  

 

 

Регулятивные: планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на занятии принадлежностей и материалов.

Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о материалах и инструментах, правилах работы с инструментами.

Коммуникативные: умеют слушать руководителя и своих товарищей, отвечать на вопросы, делать выводы.

 Личностные: имеют мотивацию к творческой деятельности; сориентированы на плодотворную работу на занятии, соблюдение норм и правил поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1
Механическая игрушка
24
3 21 1 1 www.wikiznanie.ru

http://tnn-hobby.ru

1.2
Динамическая игрушка
12
3 9
1.3 Электрифицированная игрушка

 

 

24
3 21 1 1
1.4

 

 

Чудо-магнит
     18
3

 

 

 

 

15  

 

 

 

 

1.5
Что заставляет винт вращаться?
18
3 15     www.wikiznanie.ru  
2

 

Объемное моделирование
66
3 21     Регулятивные: умеют определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий и вносить в них коррективы в случае отклонения, организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы.

Познавательные: умеют понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; овладеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, построения рассуждений; используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; освоят способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнера по диалогу, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их.

Личностные: имеют художественно-эстетический вкус; сориентированы на бережное отношение к труду и продуктам труда.

2.1
В мире геометрических фигур
36
3 33
2.2

 

 

 

 

Военная техника
     30

 

 

 

 

3

 

 

27
3
Скоро праздник
24
8 16 4
3.1
Наши проекты «Скоро Новый год»
6
2 4 2 Регулятивные: умеют применять навыки организации рабочего места и рационального распределения времени на изготовление изделия, контролировать и корректировать свою работу по слайдовому плану, адекватно оценивать результаты своего труда.

Познавательные: умеют осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера; осуществляют поиск необходимой информации из разных источников; наблюдать и выявлять в процессе рассматривания поделок особенности их создания, конструировать объемные поделки.

Коммуникативные: умеют оформить свою мысль в устной форме, составлять рассказ о том как проходят праздники в школе и дома, слушать и понимать высказывания собеседников, самостоятельно делать выводы, сравнивая старинные корабли с современными.

Личностные: сориентированы на уважительное отношение к людям, чьи профессии связаны со строительством кораблей; проявляют интерес к строительству.

 

3.2
День Святого Валентина
6
2 4  
3.3

 

Поздравляем женщин и девочек

 

 

6

 

 

2 4 2  

http://tnn-hobby.ru

 

3.4

Светлая пасха

 

 

 

 

 

 

6

 

2

 

4

 
4
Проект «Сказочный город»
30
13 47 14 6 Регулятивные: знают основы самоорганизации –организации своего творческого пространства; контролируют процесс создания изделия на всех этапах работы согласно ранее составленному плану; умеют оценивать свою работу и работу других воспитанников по заданным критериям.

Познавательные: имеют стремление к расширению своей познавательной сферы; умеют самостоятельно решать проблемы творческого и поискового характера; осуществляют поиск информации о сказочных домах, о их обитателях.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, вступать в коллективное сотрудничество; использовать образную речь при описании изделия.

Личностные: эстетически воспринимают окружающий мир, произведения искусства; имеют мотивацию к творческой деятельности.

4.1

 

 

 

Архитектурные постройки  сказочного города
21

 

 

 

2 4 6
4.2 Жители сказочного города

 

 

9
6 30 6 2 www.wikiznanie.ru

http://tnn-hobby.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

216 42 174  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы 1-го года обучения

Модуль 1. Давайте познакомимся

1.1. Знакомство «Моя анкета»

Знакомство воспитанников с целями, задачами и содержанием программы. Труд и сфера деятельности человека, многогранность и разнообразие техники и технического творчества. Входная диагностика.

Знакомство с объединениями СЮТ, посещение экспозиционно-выставочного зала.

Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.

Практика: заполнение анкеты.

Форма контроля: беседа

1.2.Материалы и инструменты.

Из истории бумаги. Виды бумаги, ее свойства. Способы изготовления изделий из всех видов бумаги. Беседа «Как производят бумагу».

Инструменты, применяемые в кружке: ножницы, карандаш, линейка, ластик, кисть. Сказка «Как поссорились инструменты». Техника безопасности работы с различными инструментами.

Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.

Практика: опыты «свойства бумаги»; изготовление минибаскетбола из бумаги; изготовление аппликации.

Форма контроля: выставка готовых работ в объединении.

1.3. Конкурсная программа «Канцелярские потехи»

  Закрепление знаний об инструментах и материалах.

Форма занятия:  в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока.

Практика: выполнение конкурсных заданий.

Форма контроля: награждение победителей.

 

Модуль 2.Человек и земля

2.1.Бумажные фантазии

Изготовление поделок в технике оригами.  Немного истории, этапы развития оригами. Условные знаки, базовые формы, принятые в оригами. Работа по схемам. Демонстрация работ.  Сказка о капитане и его тельняшке.

Изготовление поделок в технике « квиллинг».

Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока ,работа индивидуальная и фронтальная.

Практика: изготовление поделок в технике оригами (стаканчик, ловушка для микробов, рыбка, тюльпаны, ворона );

Изготовление поделок в технике «квиллинг» (цветы).

Форма контроля: выставка готовых работ в объединении и участие в городских выставках технического творчества.

2.2. «Мои любимые животные»

Изготовление объемных поделок животных из гофрокартона в технике гофроквиллинга, из тарных коробок и бросового материала.

Инструменты и материалы. Организация рабочего места.

Правила безопасности труда и санитарной гигиены. Работа с клеем ПВА и ножницами.

Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.

Практика: изготовление зверюшек-музыкантов из гофрокартона,  игрушка-дергунчик медвежонок, собачка.

Форма контроля: выставка готовых работ в объединении и участие в городских выставках технического творчества

2.3. Проект «Такие разные дома».

Работа над проектом: составление плана действий; элементы деятельности по маркетингу (изучение спроса и предложения); конструирование изделия; технологическое планирование; наладка оборудования; изготовление изделий и их реализация. Самостоятельный поиск информации.

Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, канцелярским ножом и клеем ПВА и «Момент».

Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.

Практика: изготовление домов из картона по шаблонам, тарных коробок.

Форма контроля: выставка готовых работ в объединении и участие в городских выставках технического творчества.

2.4. Мебель в моем доме.

Рассказ о видах мебели (понятие, виды, материал).

Изготовление модели из картона по шаблонам и схеме в технике «щелевое соединение».

Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, клеем ПВА.

Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока (изготовление стульев и стола, дивана, кресел, кровати), работа индивидуальная и фронтальная.

Практика: изготовление дивана и кресел, кровати; изготовление прямоугольного столового стола и табуретов; оформление работ.

Форма контроля: выставка готовых работ в объединении и участие в городских выставках технического творчества.

2.5. Проект « Практические идеи для подарков»

Изготовление модели из бумаги и клея ПВА по шаблонам и схеме.

Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, клеем ПВА.

Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.

Практика: изготовление поздравительных открыток и сувениров по собственному замыслу.

Форма контроля: выставка готовых работ на выставках декоративно-прикладного творчества.

2.6. Передвижение по земле.

Экскурсия по улицам города. Знакомство с видами городского транспорта. Классификация транспорта по назначению. Общее представление о сухопутном транспорте. Из истории колеса. Изучение устройства автомобиля. Знакомство с бумажным, металлическим и пластмассовым конструкторами.

Практика: изготовление плоской детали трактора, легкового автомобиля; объемные модели машины «Нива», грузовика с мороженым, фургона «Жук», паровоза, из конструктора «Малыш» мотоцикла.

Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.

Форма контроля: выставка готовых работ в объединении и участие в городских выставках технического творчества.

2.7. Мероприятия «Автомобили буквально все заполонили»

Проведение конкурсов «Марки автомобилей», « Какой лишний», «Автовикторина», «Лучший шофер», «Кто быстрее», «Попади в цель», «Музыка в автомобиле», «Фантастическое авто».

Форма занятия: в учебном кабинете.

Форма контроля: награждение победителей.

 

3.Человек и вода.

3.1 Морской и речной транспорт

Экскурсия в судомодельный кружок. Значение, классификация и виды морского и речного транспорта.

Изобретатели. Виды материалов и особенности их обработки.

Изготовление моделей из различного материала.

Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, клеем ПВА.

Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока (изготовление парусной лодки в технике «Оригами», изготовление плота с парусом из бросового материала, изготовление ладьи), работа индивидуальная и фронтальная.

Практика: (изготовление парусной лодки в технике «Оригами», изготовление плота с парусом из бросового материала, изготовление ладьи).

Форма контроля: выставка готовых работ в объединении. и участие в городских выставках технического творчества.

 

3.2. Морской транспорт будущего

Практика: изготовление морского транспорта по замыслу с применением различных материалов.

Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.

Форма контроля: выставка готовых работ в объединении и участие в городских выставках технического творчества.

3.3. Игра-путешествие « По морям, по волнам»

Конкурсы «Аукцион морских терминов», «Подготовка к плаванию», «Подводное плавание», «Соревнование коков», «Радиограмма SOS», «1-я медицинская помощь», «На необитаемом острове», «Аврал на палубе».

Форма занятия: в учебном кабинете.

Форма контроля: награждение победителей.

 

  1. Человек и воздух

4.1 Использование ветра.

Понятие о ветре.

Возможности использования ветра человеком.

Практика: изготовление воздушного змея; изготовление вертушки.

Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.

Форма контроля: выставка готовых работ в объединении и участие в городских выставках технического творчества.

 

4.2 Полеты человека

Из истории воздухоплавания. Как человек научился летать. Виды самолетов. Пассажирские, грузовые, военные, спортивные, прогулочные самолеты. Устройство самолета: фюзеляж, крыло, горизонтальное и вертикальное оперение, рули управления.

Практика: экскурсия в авиамодельный кружок; изготовление парашюта; изготовление самолетов в технике «оригами», изготовление  симметричных моделей самолетов, объемного самолета-истребителя, вертолета.

Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока ,работа индивидуальная и фронтальная.

Форма контроля: выставка готовых работ в объединении и участие в городских выставках технического творчества.

4.3 Наши пернатые друзья.

Самостоятельный поиск дополнительной информации о поделках-птицах, создание рисунка и схемы. Изготовление модели в группе.

Организация рабочего места.

Правила безопасности труда и санитарной гигиены.

Изготовление модели по собственному замыслу группы в игре «Изобретатели».

Практика: изготовление птиц в технике «оригами»; изготовление дятла из бросового материала, проект «Птица счастья».

Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, подбор информации) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.

Форма контроля: выставка готовых работ в объединении и участие в городских выставках технического творчества.                          

Содержание программы 2-го года обучения

1.Увлекательный мир бумагопластики

1.1 Оригами

Из истории оригами. Использование оригами. Виды техники оригами: классическое и модульное оригами. Изготовление изделия в техники оригами по условным обозначениям.

Практика: изготовление поделок из базовых форм «катамаран», «двойной треугольник», «птица».

Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.

Форма контроля: оценка выполненных работ

1.2 Аппликации

Сгибание и складывание  бумаги. Правила резания ножницами (по прямой, кривой и вырезание отверстий).Орнамент-средство выразительности. Стилизация растительных форм в декоративном оформлении. Основы композиции на плоскости: понятия о гармонии и равновесии.

Практика: Составление орнамента из растительных и геометрических элементов в полосе, квадрате, круге с использованием одной или нескольких осей симметрии; изготовление объемной аппликации с использованием торцевания.

Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.

Форма контроля: оценка выполненных работ.

1.3 Квиллинг

Техника квиллинга, гофроквиллинга. Приемы вырезания по прямой линии, накручивания полос.

Практика: изготовление мотоцикла, паровозика в технике гофроквиллинга

Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.

Форма контроля: оценка выполненных работ

 

  1. К нам приходит праздник

2.1 День ангела.

День рождения- как мы его отмечаем.

Практика: изготовление сувенира по собственному замыслу

Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.

Форма контроля: выставка работ

2.2 Скоро Новый год

История Нового года в России. Традиции и украшения.

Практика: украшение на окно, елочные украшения

Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.

Форма контроля: выставка работ

 

 

2.3 Наша армия родная

Практика: изготовление праздничной открытки; декупаж «Военная техника».

Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.

Форма контроля: выставка работ.

2.4 Весенние праздники

8 марта, масленица, 9 мая.

Практика: подарки и сувениры

Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.

Форма контроля: выставка работ

 

  1. И на суше и на море

3.1 Зоопарк

Знакомство с историей возникновения зоопарков в России.

Практика: марионетки-зверюшки лев, обезьяна, змея

Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.

Форма контроля: выставка работ в объединении и участие в городской выставке.

 

3.2 Машины на службе человека

Спецмашины. Назначение машин. Сборка модели по ее готовой развертке.

Практика: пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина.

Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.

Форма контроля: участие в городской выставке.

3.3 Обитатели пруда

Беседа об обитателях пруда.

Практика: водоплавающие птицы; рыбы

Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.

Форма контроля: оценка выполненных работ.

3.4 Такие разные мосты

История мостостроительства. Виды мостов, их назначение, особенности конструкций. Работа с различными материалами.

Практика: изготовление модели висячего моста.

Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.

Форма контроля: оценка выполненных работ

 

  1. Оживи, сказка

4.1 Герои сказки «Колобок»

Понятия о контуре, силуэте. Симметричные фигуры.

Практика: изготовление  героев сказки «Колобок» и декорации к ней. Игра «В театре»

Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.

Форма контроля: оценка выполненных работ.

4.2 Пальчиковый театр

Знакомство с профессиями людей, работающих в театре. Виды кукол. Пальчиковые куклы.

Практика: пальчиковые куклы из гофрокартона;

Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.

Форма контроля: оценка выполненных работ, коллективное обсуждение.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы 3-го года обучения

 

  1. Механизмы, приводящие в движение

1.1.Механическая игрушка

Понятие о механической игрушки. Способы соединения деталей технических поделок из бумаги и картона. Прокалывание отверстий шилом. Подвижные и неподвижные соединения (клей, заклепки из мягкой проволоки, нитки), щелевое соединение. Работа с копировальной бумагой.

Практика: изготовление аттракциона «колесо обозрения».

Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.

Форма контроля: выставка готовых работ в объединении

1.2.Динамическая игрушка

Понятия о динамической игрушке. Знакомство с техникой выполнения, материалом. Динамические открытки. Склеивание открыток, плоские детали которых становятся объемными при раскрытии.

Практика: работа с шаблонами; изготовление простейших моделей из плоских и объемных деталей с подвижным соединением при помощи гайки, винта, медной проволоки (динамические открытки, марионетка- клоун, телевизор).

Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.

Форма контроля: оценка выполненных работ.

 

1.3 Электрифицированная игрушка

Элементарные понятия об электрическом токе и простейшей электрической цепи. Знакомство с источниками тока, проводниками, выключателями, переключателями и потребителями электрической энергии. Условные обозначения элементов электрической цепи. Способы и приемы составления простейшей электрической цепи. Беседа по правилам безопасности труда.

Практика: графическое изображение электрической цепи с одним потребителем. Сборка простой электрической цепи. Изготовление простейших технических моделей с электроосвещением (автомобиль с фарами); светильника «Васильки»; игрушка «гномик». Работа с «Электромеханическим конструктором». Игры и соревнования с моделями.

Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.

Форма контроля: выставка готовых работ в объединении.

1.4.Чудо-магнит.

Магнитное поле. Применение магнитов.

Практика: изготовление игрушек с использованием магнита (бегущая мышка, магнит на модели подъемного крана).

Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.

Форма контроля: выставка готовых работ в объединении.

1.5.Что заставляет винт вращаться?

Об использовании пропеллера в технических устройствах, машинах. Назначение винта (охлаждение, увеличение подъемной силы, вращение жерновов мельницы). Разметка деталей по шаблонам. Проверка конструкции в действии.

Практика: изготовление самолета с подвижным винтом; мельницы.

Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.

Форма контроля: выставка готовых работ в объединении.

 

  1. Объемное моделирование

2.1. Мир геометрических фигур

Расширение и углубление понятий о геометрических телах (куб, призма, конус, параллелепипед, цилиндр​). Элементы объемных геометрических тел в природе. Повторение понятий о развертках простых геометрических тел и выкройках. Гармоничное сочетание формы и цвета.

Практика: изготовление «Геометрического конструктора» из плотной бумаги или картона (набора геометрических фигур, различных по форме, размерам и цвету) с предварительным вычерчиванием разверток. Создание объемных моделей (кораблик, грузовик, дом, башня) c добавлением дополнительных деталей, необходимых для конкретного изделия.

Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.

Форма контроля: выставка готовых работ в объединении.

2.2.Военная техника

История военной техники. Модели военной техники и их разновидности. Действующие (движущиеся), настольные (стендовые), силуэтные, объемные модели.

Практика: Изготовление модели «Танковое сражение» с использованием магнитов.

Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.

Форма контроля: оценка выполненных работ.

 

  1. Скоро праздник

3.1. Наши проекты «Скоро Новый год»

История новогодних традиций России и других стран. Главные герои новогодних праздников разных стран. Комбинирование бумажных материалов. Использование раннее освоенных знаний и умений. Фигурное вырезание многократно сложенной полоски, нарезание полосок одинаковых размеров.

Практика: участие в новогоднем утреннике; изготовление новогодних гирлянд.

Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.

Форма контроля: защита выполненных работ.

3.2.Поздравляем женщин и девочек

Беседа о празднике. Значение подарка для человека. Разнообразие форм объемной упаковки. Построение развертки коробки с отдельной крышкой. Декорирование объемных изделий из картона раннее освоенными способами.

Практика: подарочная упаковка.

Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.

Форма контроля: выставка готовых работ в объединении.

3.3.День Святого Валентина

Беседа о празднике. Переплетные работы.

Практика: изготовление «валентинок» в технике плетения.

Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.

Форма контроля: выставка готовых работ в объединении

3.4. Светлая пасха

Беседа о празднике пасхе.

Практика: изготовление пасхальных сувениров .

Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.

Форма контроля: оценка выполненных работ.

 

  1. Проект «Сказочный город»

4.1 Архитектурные постройки сказочного города

Архитектура Новотроицка. Сказки и сказочные строения.

Практика: изготовление макетов зданий.

Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.

Форма контроля: защита выполненных работ.

4.2 Жители сказочного города.

Сказки и сказочные герои.

Составление плана работы над изделием. Работа в группах. Распределение работы внутри группы.

Подбор материалов для выполнения проектов. Изготовление деталей деревьев, кустарников и забора складыванием заготовок. Защита проектов.

Практика: выполнение проекта «Сказочный город»

Форма занятия: в учебном кабинете, комплексное занятие с сочетанием теоретического (рассказ, беседа) и практического блока, работа индивидуальная и фронтальная.

Форма контроля: оценка выполненных работ.

 

 

 

 

 

4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
  1. Мониторинг образовательных результатов:

1.1. Разнообразие умений и навыков:

Высокий уровень — имеет четкие технические умения и навыки; умеет правильно использовать инструменты (ножницы, канцелярский нож, шило, карандаш, линейка).

Средний уровень — имеет отдельные технические умения и навыки; умеет правильно использовать инструменты (ножницы, канцелярский нож, шило, карандаш, линейка).

Низкий уровень — имеет слабые технические умения и навыки; не умеет правильно использовать инструменты (ножницы, канцелярский нож, шило, карандаш, линейка).

 

1.2. Глубина и широта знаний по предмету:

Высокий уровень — имеет широкий кругозор знаний по программе; владеет определенными понятиями (названия геометрических фигур, технические термины, определения); свободно использует технические обороты; пользуется дополнительными материалами.

Средний уровень — имеет неполные знания по программе; оперирует техническими терминами; не пользуется дополнительными материалами.

Низкий уровень — недостаточные знания по программе; знает отдельные определения.

1.3. Развитие творческих достижений:

Высокий уровень — регулярно принимает участие в выставках внутри объединения и на городском уровне; работы выполнены аккуратно.

Средний уровень —  принимает участие в выставках внутри объединения; работы выполнены аккуратно.

Низкий уровень —  отказывается принимать участие в выставках внутри объединения; работы выполнены неаккуратно.

 

На конец обучения обучающийся должен знать:

— технику безопасности при работе с колющим и режущим инструментом, клеем;

— особенности геометрических тел и их отличие от геометрических фигур;

— особенности работы с бумагой и картоном;

— понятие чертежа и его отличие от схемы, эскиза;

— понятие масштаба;

— порядок чтения и составления эскиза плоской и объемной детали;

— технологию строения моделей и макетов;

— способы художественного оформления моделей и макетов;

— понятие о механической игрушке и классификацию таких игрушек.

Должен уметь:

— читать чертежи разверток простых и сложных объемных деталей при изготовлении объектов;

— изготовить изделие по предъявленной документации;

— выполнить самостоятельную технологическую разработку оригинальной конструкторской идеи изделия с его изготовлением;

— самостоятельно разработать документацию и изготовить изделие по ней.

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Методы работы

В ходе обучения по данной программе используются следующие методы:

— словесно-информационный (беседа, инструктаж по технике безопасности);

— практический (работа с природным материалом, рисование, моделирование и пр.);

— наглядный (наглядные демонстрации с использованием готовых наглядных пособий (рисунков, таблиц, чертежей, моделей и схем)).

В основе образовательного процесса, осуществляемого по программе в целом, лежат принципы:

— сознательности и активности;

— индивидуального подхода;

— доступности;

— последовательного увеличения трудности.

Применение данных принципов осуществляется комплексно в соответствующем сочетании и последовательности.

 

Формы подведения итогов

На занятиях дети приобретают элементарные чертежные навыки, развивают глазомер, внимание, аккуратность, познают законы симметрии. Дети составляют самостоятельно эскизы, развертки, шаблоны; учатся при геометрическом конструировании видеть строение, пропорции предметов, их формы.

Занятия воспитывают усидчивость, терпение, развивают мышцы кистей рук, образное и пространственное мышление.

Подводя итог занятию, каждому предоставляется право корректно высказать мнение о своей работе, работе друга. Основные стимулы для работы у детей – радость общения, познания, творчества.

Похвала за большие и маленькие успехи присуща методике общения педагога с детьми. Дети творят без страха, с удовольствием любят художественный труд. Физминутка на занятиях усиливает кровообращение, снимает утомляемость, повышает работоспособность и эмоциональный настрой. Пословицы, поговорки, скороговорки, загадки на занятиях помогают педагогу проводить эстетические беседы, пополнять словарный запас детей, развивать память.

Выставка детского творчества – это серьезный отчет о работе объединения, это показ иллюстративного материала, результат творчества кружковцев. На выставку предоставляются лучшие творческие работы воспитанников, которые отражают новизну и актуальность темы, оригинальность, качество исполнения, внесение элементов фантазии. Выставка детского творчества является большим событием для детей.

 

Дидактический материал

 

Вид материала Содержание Количество
1. Таблицы — плакаты Таблица по технике безопасности 1 шт.
2. Шаблоны Для изготовления макетов По количеству учащихся
3. Развертки Для изготовления транспортных моделей и др.  По количеству учащихся
4. Схемы моделей Для изготовления электрифицированных моделей;

оригами

По количеству учащихся

 

 

 

Техническое оснащение

 

Название технического устройства Количество
1. Инструменты:
                                     Ножницы 15 шт.
                                     Шило 2 шт.
                                     Канцелярский нож 2 шт.
                                     Кнопки 100 шт.
                                     Скрепки 50 шт.
                                     Лезвия 2 шт.
                                     Степлер 2 шт.
                                     Карандаш простой. 15 шт.
                                     Транспортир 2 шт.
                                     Линейка 15 шт.
                                     Ластик 15 шт.
                                     Цветные карандаши 5 уп.
2. Материалы:
                                     Бумага По количеству учащихся
                                     Картон По количеству учащихся
                                     Бросовый материал По количеству учащихся
                                     Веточки По количеству учащихся
                                     Шишки и желуди По количеству учащихся
                                     Засушенные листочки По количеству учащихся

 

 

 

 

 

 

6. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 

         Для педагогов:

  1. Барта Ч. 200 моделей для умелых рук. / С.- Пб.: «Кристалл», 2010. — 215 с.
  2. Выгонов В.В. Изделия из бумаги. 1-4 классы / В.В. Выгонов. — М.: Издат-во «Экзамен», 2013. — 95 с.
  3. Выгонов В., Столяров С. Энциклопедия самоделок. М.: «АСТ — Пресс», 2009. — 245 с.
  4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
  5. Журавлева Л.А., Болотина А.П. Начальное техническое моделирование. М.: Просвещение, 2011. — 158 с.
  6. Метод проектов в начальной школе: система реализации / Авт.-сост. Н.В. Засоркина [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2012. – 135 с.
  7. Развитие технического творчества младших школьников: Книга для учителя / П.Н. Андрианов, М.А. Галагузова, Л.А. Каюкова и др.; Под ред. П.Н. Андрианова, М. А. Галагузовой. М.: Просвещение, 2010. — 110 с.
  8. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт-сост. Л. В. Горнова и др. Волгоград: Учитель, 2009. — 250 с.
  9. Как сделать мебель из картона — схемы /http://tnn-hobby.ru/moe-hobbi/obemnyie-podelki-iz-bumagi/kak-sdelat-mebel-iz-kartona-shemyi-mebel-iz kartona-foto.html — Опубликовал admin 23 Март 2012 в рубрике «Объемные поделки из бумаги».
  10. Долженко, Г.И. 100 поделок из бумаги. -Ярославль: Академия развития, 2009.-144с.

11.Давыдова,М.А. «Поурочные разработки по технологии. 2 класс».Москва. «Вако». 2010

12.Каролин Хофман «Фигурки и гирлянды». Практическое руководство. Издательство « Ниола-пресс», 2012

13.Крылова,О.Н. Самсонова Л.Ю «Поурочные разработки по трудовому обучению. 1класс.» Издательство «экзамен» Москва. 2006

  1. Крылова О.Н. Самсонова Л.Ю «Поурочные разработки по трудовому обучению. 4класс.» Издательство «экзамен» Москва. 2008

15.Мищенкова,Л.В. «Творческие игры и развивающие упражнения для группы продленного дня.1-4 классы.»Изд.2-е. Волгоград: Учитель, 2012.

  1. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. Москва. «Айрис-пресс» 2008.

17.Сержантова Т.Б. 100 праздничных моделей оригами. Москва: «Айрис-пресс»,2007-208с.

 

         Дополнительная литература:

  1. Атутов П. Р., Поляков В. А. Трудовое обучение. М.: Просвещение, 1990. -145 с.
  2. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала. М.: Издат-во «Просвещение», 1989. — 175 с.
  3. Лиштван З. В. Конструирование. – М.: Просвещение, 1998. — 97 с.
  4. Уроки трудового обучения. Третий класс. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1975. — 160 с.

        

         Для детей:

  1. Тойбнер Армин, Болгерт Нелли, Крумбахер Ральф, Фигурки и игрушки из бумаги и картона: Подарок своими руками. – М.: Изд-во «Академия развития», 2009. – 31 с.
  2. Как сделать бумажную объемную игрушку — Робот //http://tnn-hobby.ru/category/mir-hobbi/podelki-iz-bumagi/obemnyie-podelki-iz-bumagi/page/