Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей.
Директор МОБУ ДОД «СЮТ» _____________ Бочарова В.М. _______________ 2013год.
«Архитектурный кружок. Программа профессионально-ориентированная Тип: научно-технический Возраст: от 16 лет до 18 лет. Срок реализации: 1год.
Составитель: Балдина Л.И., педагог дополнительного образования
педсовета МОБУ ДОД «СЮТ» «____»_____________2013 г. протокол №________
2013 г.
архитектурного кружка рассчитана на 1год. Возраст детей от 16 до 18 лет. Количество членов кружка – 12 человек.
Актуальность. Для раскрытия творческих способностей студентов, формирования трудовых навыков и умений, воспитания любви и уважения к выбранной профессии строителя разработана образовательная программа дополнительного образования студентов «Архитектурный кружок». В настоящее время темпы развития строительного производства требуют высокого уровня подготовки инженеров-строителей. В приобретении необходимых знаний значительную роль играет графическая грамотность специалистов. Одной из причин для создания этой программы является углубленное изучение строительного черчения в вузе, что дает развитие пространственного представления и воображения, конструктивно-геометрического мышления, способностей к анализу и синтезу пространственных форм и отношений. Умение правильно прочитать и выполнить чертеж вырабатывается в результате овладения курсом архитектурно-строительного черчения. Эти знания, умения и навыки необходимы при изучении специальных дисциплин, а также в практической инженерной деятельности. Происходит целенаправленная подготовка студентов к жизни, к общественному труду, воспитание личности, готовой и способной творчески подходить к труду. Данная программа предусматривает развитие у студентов интереса и любви к труду и выбранной профессии строителя, формирование и сообщение углубленных знаний о предметах, развитие способностей по конструированию и макетированию зданий, предоставление возможности, накопления практического опыта для дальнейшего и профессионального самоопределения. Рациональная организация творческой деятельности студентов открывает реальные возможности для создания ситуации творческого воспитания, нацеливает студентов на конкретный характер и содержание творческой деятельности, которая включает осуществление следующих функций: — осознание проблемы, принятие целей; — зарождение идеи и формулировка творческих занятий по макетированию; — актуализация имеющихся знаний, умений, навыков; — поиск и восприятие дополнительной информации об объекте; — разработка заданий; — составление эскиза – воплощение в форме макета.
Цели программы: 1.Дидактическая: -Раскрыть значение и роль профессии строителя в жизни людей; -Научить творческому поиску; -Выявить уровень знаний, умений и навыков и использовать эти способности при конструировании макетов. 2.Воспитательная: —Воспитывать ответственность и дисциплину; -Сформировать понимание важности профессии строителя и познавательную потребность в углубленном изучении предметов по специальности. 3.Развивающая: -Развитие логического мышления; -Развитие конструктивно-технических умений при конструировании и проектировании зданий; — Развитие памяти, организованности, умения владеть собой, умения работать в нужном темпе; — Развитие эстетического восприятия.
Задачи программы:
Учитывая цели и задачи программы, определены исходные ориентиры, используемые на занятиях:
Для освоения выделены следующие виды работ, являющиеся разделами программы: совершенствование навыков инженерной графики; оформление фасадов; подготовка и оформление макетов выставочного назначения; строительные материалы; работа с материалами; внешняя выразительность здания; архитектурные стили; чтение научно-популярных журналов. Структура программы включает: -беседы по истории развития архитектурных стилей, -практические занятия по изготовлению трафареток, -написания текстов различными видами шрифтов, — изучение художественных способов оформления фасадов и усвоение навыков отмывки фасадов, -изучение видов и свойств строительных материалов, -работа со строительными материалами, -знакомство с видами инструментов и техника безопасности при работ с ними, -самостоятельные творческие работы по моделированию, конструированию макетов зданий.
В ходе обучения по данной программе используются следующие методы: — словесно-информационный (лекция, беседа, инструктаж по технике безопасности); — практический (выполнение схем, чертежей, работа со строительными материалами, эскизирование, моделирование, макетирование); — наглядный (просмотр чертежей, схем, фотографий, моделей. готовых макетов зданий, макетов по разработке генеральных планов).
В основе образовательного процесса, осуществляемого по программе в целом, лежат принципы: — сознательности и активности; — индивидуального подхода; — доступности; — последовательного увеличения трудности.
Применение данных принципов осуществляется комплексно в соответствующем сочетании и последовательности.
Тематический план работы архитектурного кружка .
одержание занятий.
I.Вводное занятие. (3 часа).
Цель: обсуждение плана и объема работы на текущий учебный год. Знакомство с правилами внутреннего распорядка. Инструктаж по технике безопасности и правилам санитарной гигиены, пожарной безопасности. Форма проверки: устный опрос.
II. Совершенствование навыков инженерной графики. (21час.) Цель: -Продолжить более глубокое изучение основных тем инженерной графики; -Научить изготавливать трафаретки; -Формирование практических умений по написанию текста различными видами шрифтов; -Овладеть методами написания текста плакатным пером; -Научить пользоваться учебной и нормативной справочной литературой.
Темы занятий:
Форма проверки: выполнение практических работ.
III. Оформление фасадов.(45 час.) Цель: -Формирование практических умений по подготовке планшетов; -Изучить технологию отмывки и научит ее правильно выполнять; -Углубленно рассмотреть узлы входов в здание, внутреннюю компановку зданий и найти свои варианты конструктивных изменений; -Научить творческому поиску, развитие профессиональных умений и навыков.
Темы занятий:
Форма проверки: выполнение практических работ.
IV. Подготовка и выполнение макетов выставочного назначения. (51 час.) Цель: -Развитие интеллектуальных умений и настойчивости в достижении цели; -Развитие профессиональных качеств, самостоятельности, способности анализировать и принимать решения и творческого поиска; -Формирование практических умений по изготовлению макета здания на основе полученных теоретических знаний; -Воспитание трудолюбия, ответственности за порученное дело, чувства долга, потребности в учебе. Темы занятий:
Форма проверки: выполнение макета здания для выставки технического творчества.
V. Подготовка к выставке. (12 час.) Цель: — Создание условий для самовыражения студентов на учебных и внеучебных занятиях; — активизация и совершенствование роста профессионального мастерства студентов; — Научить осмысливать информацию, делать выводы, кратко и четко выражать свои мысли; — Научить правильно и аккуратно работать с документацией по макету.
Темы занятий:
Форма проверки: подготовка паспорта макета.
VI. Работа на выставке (3 часа). Положения о конкурсах и выставках. Цель: — Проконтролировать и помочь в составлении доклада. — Научить выделять главное в составлении доклада. — Отрепетировать доклад, с разработкой дикции, последовательности и правильности использования профессиональных терминов.
Практическая работа: участие в конкурсах и выставках различного уровня.
Форма проверки: участие в конкурсах и выставках. занятие призовых мест.
VII. Строительные материалы ( 27 часов). Цель: — Закрепление полученных знаний по изучению строителных материалов; — Развитие познавательного процесса; — Воспитание трудолюбия, чувства ответственности за порученное дело и чувства гордости за выбранную профессию строителя.
Темы занятий:
Форма проверки: устный опрос
VIII. Работа с материалами (24 часа). Цель: — Развивать умения и навыки при работе со строительными материалами и применять их на практике; — Воспитание старательности, аккуратности , трудолюбия и стремления к творчеству. Темы занятий:
Форма проверки: умение работать со строительными материалами, знание техники безопасности и ее использование при работе.
IX. Внешняя выразительность здания. (12 часов).
— Формирование способностей к анализу и синтезу пространственных форм и отношений типо-размеров; — Найти область применения графических знаний в практике. Темы занятий:
Форма проверки: выполнение практических работ.
— Познакомить с различными архитектурными стилями; — Развитие познавательного процесса; — Научить творческому поиску, развитие профессионального умения; -Воспитание чувства патриотизма, гражданственности и любви к выбранной профессии строителя. Темы занятий:
Форма проверки: устный опрос, подготовка докладов, составление рефератов или выполнение презентаций.
Введение: На занятиях архитектурного кружка предусмотрено выполнение практических работ, написание рефератов, подготовка докладов, составление и выполнение презентаций, конструирование макетов зданий. А также предусмотрена самостоятельная работа студентов – это нахождение дополнительного материала в справочной специальной литературе, работа с периодической печатью (газеты, журналы), работа с интернет – ресурсами и компьютерная графика. Знания и навыки, приобретенные студентами в период обучения и при получении дополнительных знаний в кружковой работе , являются основополагающими при выполнении курсового и дипломного проектирования, способствуют развитию профессиональных компетенций и практических умений.
Цель работы архитектурного кружка — научить студентов выполнять и читать чертежи, т.е. получать по готовому чертежу полное представление о форме и конструктивных особенностях запроектированного сооружения или здания; — пользоваться соответствующими стандартами и справочными материалами; — грамотно оформлять чертежи, как в курсовых, так и в дипломных проектах. — Освоить практическое использование теоретических знаний при макетировании зданий и сооружений. — Воспитание чувства патриотизма, гражданственности и любви к выбранной профессии строителя.
иметь практический опыт: — подбора строительные конструкции и разработке несложных узлов и деталей конструктивных элементов зданий; — разработке архитектурно-строительных чертежей как в ручной графике, так и на компьютере; — при изложении материала, необходимо соблюдать единство терминологии, обозначений в соответствии с действующими стандартами ГОСТами и СНиПами). иметь представление: — о тенденциях развития архитектуры и конструктивных решений зданий и сооружений; — о физико – технических основах архитектурного проектирования; — о макетировании зданий и сооружений. уметь: определять по внешним признакам и маркировке вид и качество строительных материалов и изделий; производить выбор строительных материалов конструктивных элементов; подбирать строительные конструкции для разработки архитектурно-строительных чертежей; читать строительные и рабочие чертежи; читать и применять типовые узлы при разработке рабочих чертежей; выполнять чертежи планов, фасадов, разрезов, схем с помощью информационных технологий; читать генеральные планы участков, отводимых для строительных объектов; знать: — основные конструктивные системы зданий и сооружений; — основные свойства и область применения строительных материалов и изделий; -технологический процесс изготовления изделий из различных строительных материалов; — основные строительные конструкции зданий; современные конструктивные решения подземной и надземной части зданий; — строительные нормы и правила на проектирование зданий и сооружений; — назначения инструментов, приспособлений, оборудования. — требований к организации рабочего места. — правила по техники безопасности.
Награды и поощрения. — Почетная грамота Балдиной Л.И. от Министерства образования оренбургской области. 2007г. — Грамота Бугровой Татьяне и Князевой Инне за работу «Детский сад» в городской выставке технического творчества. 2009г. —Диплом Балдиной Л.И. за участие в конкурсе «Самый классный классный — 2009» на тему «Россия. Родина. Семья». — Грамоты Новикову Владимиру и Крутой Кристине участие в областной Олимпиаде по дисциплине: «Инженерная графика» — 2011. — Диплом Куликову Владиславу за макет двухэтажного жилого дома, а Крутой Кристине за выполнение презентации в 3Д к этому дому в городской выставке технического творчества. 2012г. — Диплом Балдиной Л.И. за 1место в городской выставке «Самой любимой на свете» в номинации «Мама и ее любимцы» 2012г. — Грамоты Гуськовой Ирине и Кочеткову Виталию за участие в областной Олимпиаде по дисциплине: «Инженерная графика» — 2012. — Благодарность Балдиной Л.И. за содействие в подготовке научной работы участника 8 областного конкурса молодежных авторских проектов, направленных на социально экономическое развитие российских территорий, «Моя страна – моя Россия» Крутой Кристины, занявшей 1 место, получившей медаль, кубок, грамоту и ценный подарок — 2012-2013г.
— Благодарность Балдиной Л.И. за помощь и содействие в подготовке научной работы участника очного этапа Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» от фракции «Единая Россия»
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМАТИЧЕСКИХ ПАПОК
Наличие макетов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Основные требования к проектной и рабочей документации ГОСТ 21.101-97 // Система проектной документации для строительства. – М. : Изд-во стандартов, 1998. – 41 с.: ил. 2. Правила выполнения архитектурно-строительных рабочих чертежей ГОСТ 21.501-93 // Система проектной документации для строительства. – М. : Изд-во стандартов, 1998. – 58 с.: ил. 5. Будасов, Б.В. Строительное черчение и рисование : учебник для студентов вузов строит. Специальности / Б.В. Будасов [и др.]; под общ. ред. Б.В. Будасова. – 4-е изд.; перераб. и доп. – М. : Стройиздат, 2005. – 448 с.: ил. 6. Будасов, Б.В. Строительное черчение / Б.В. Будасов, О.В. Георгиевский, В.П. Канинский – 5-е изд., перераб и доп.. – М. : Стройиздат, 2002. – 456 с.: ил.80
Список литературы:Для студентов: 1. Н.Л. Русскевич «Справочник по инженерно-строительному черчению». 2. Т.Г. Маклакова «Конструкции гражданских зданий». 3. П.Г.Буга «ГПиСЗ» 4.И.А. Шерешевский «Конструирование гражданских зданий». 5.И.А. Шерешевский «Конструирование промышленных зданий». 6. Н.Н. Вильчик «Архитектура зданий».
Для преподавателя: 1.А.Г. Лазарев «Архитектура, строительство, дизайн».
2.В.С. Самойлов «Справочник строителя».
3.В.С. Аханов «Справочник строителя».
|