МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА НА ВЫСШУЮ КАТЕГОРИЮ ТЕМА: ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СЕКЦИИ «МОТОКРОСС» ВЫПОЛНИЛ: Башманов Владимир Анатольевич, педагог дополнительного образования МОБУ ДОД «СЮТ» РУКОВОДИТЕЛЬ: доцент кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ Оренбург, 2013
1.1. Направленность дополнительной программы 4
1.3. Ожидаемые результаты 8 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 10 2.1. Основные методы обучения 10 3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ СЕКЦИИ «МОТОКРОСС» 11 3.1. Учебно-тематический план первого года обучения 11 3.2. Учебно-тематический план работы второго года обучения 16
6. ДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СЕКЦИИ «МОТОКРОСС» 22 7. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22 ПРИЛОЖЕНИЕ 24
Образовательная программа секции «Мотокросс» составлена в соответствии с требованиями следующих основных нормативных документов: Нормативно-правовая база:
1.1. Направленность дополнительной программы В связи с возросшим вниманием правительства РФ к спорту и физической культуре подрастающего поколения, к привлечению молодежи в большой спорт возникла необходимость в организации спортивно-технических клубов, секций. Актуальность. Спорт имеет много направлений, известных и не очень. Среди известных – мотоспорт. Он объединяет людей, похожих по темпераменту, запасу знаний, увлечениям, физическим и интеллектуальным возможностям, неформально группирует их в команды, разрушая психологические барьеры и значимость социального положения, заставляет обмениваться практическими навыками и знаниями, и иногда – отстаивать честь города (региона, страны) на спортивной арене. Для занятий мотоспортом требуется хорошее здоровье, устойчивая психика, дисциплинированность, самоотверженность. С технической точки зрения мотоспорт способствует решению конструктивных задач, накоплению информации и поиску новых идей для совершенствования серийной продукции. Таким образом, мотоспорт и автомобилестроение взаимно дополняют друг друга в широкой области человеческой деятельности. С экономической точки зрения мотоспорт оказывает существенное влияние на реализацию продукции и запасных частей. Ведь одобрение у потребителей получают те марки машин и мотоциклов, которые успешно выдержали различные испытания в соревнованиях. Нельзя не учитывать и то, что мотоспорт является одним из массовых спортивных зрелищ. Сегодня нет необходимости доказывать огромное значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья, предупреждения заболеваний, повышения устойчивости и сопротивляемости организма. При правильной тренировке и здоровом образе жизни люди могут длительно сохранять здоровье и высокие функциональные возможности организма. Мотоспорт является активным помощником в этом направлении. Ведь в этом виде спорта спортсмен не только активизирует резервные силы организма (задействованы практически все отделы мускулатуры спортсмена), но и ведет активную умственную работу по оттачиванию навыков и настройке мотоцикла. Заболевания у мотоспортсменов — результат не занятий спортом как таковых, а определенных «факторов риска». Их изучение, с учетом специфики каждого вида мотоспорта, выявление, предупреждение и устранение значительно уменьшат возможность повреждения здоровья позволят сохранить его даже в условиях самой напряженной тренировки, а тем самым будут способствовать совершенствованию тренировочного процесса, повышению спортивных результатов и надежности спортсменов, усилят социальную значимость спорта. Распространенное же среди определенной части ученых, тренеров, спортсменов и журналистов мнение о несоответствии понятий «спорт» (мотоспорт, все-таки, несет в себе некоторую опасность для здоровья) и «здоровье» не только не имеет достаточных оснований, но и опасно, ибо создает представление об определенной фатальности, мешает тем самым поиску и устранению факторов риска, ставит под сомнение целесообразность достижения рекордных результатов. Мотокросс подразумевает под собой дуэт человека и двухколесной машины, сочетает в себе физические нагрузки, а также умственные – по совершенствованию мотоцикла, необходимому для побед в соревнованиях. Мотоспорт уникален тем, что, хотя мотоциклист и перемещается за счет работы силового агрегата, но все равно он должен затрачивать энергию. Энергозатраты проявляются в маневрировании, изменении положения центра тяжести и других приемах пилотирования. Затраты эти немалые, иначе мотоспорт не был бы спортом. К тому же для достижения успехов в мотоспорте нужно затрачивать умственные усилия: не только «прикинуть», как «воткнуть» движок большего «калибра», но даже в ходе соревнований подмечать все реакции машины на свои действия. На основе выводов намечается направление усовершенствования, далее — методы его наиболее выгодного воплощения, обкатка, тренировка, состязание… Цель работы секции «Мотокросс» состоит: — в создании благоприятных условий для развития формирующейся личности ребенка, интересующегося техникой. Основные мероприятия программы направлены на решение следующих задач: Обучающие задачи: — получение базовых знаний о мототехнике, отработка навыков езды, тех. обслуживания и ремонта спортивных мотоциклов; Развивающие задачи: — развитие личностных качеств подростков; Воспитывающие задачи: — формирование здорового образа жизни путем привлечения к участию в спортивных мероприятиях; — формирование позитивного мышления, адаптация к социуму. Отличительной особенностью данной программы является то, что в настоящее время отсутствуют альтернативные типовые программы дополнительного образования по мотокроссу. Кроме того, данная программа представляет собой вариант написания программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности учащихся основной ступени общего образования.
Для анализа достижений обучающихся разработана примерная схема текущей, промежуточной и итоговой диагностики. Уровень усвоения детьми содержания данной программы отслеживается по следующим показателям: — знание основных элементов содержания (правил, терминов); — умение точно выполнять работы по образцу (чертежу, схеме); — умение воспринимать, анализировать и перерабатывать полученную на занятиях информацию; — умение самостоятельно ездить, осуществлять тех. обслуживание и ремонт кроссовых мотоциклов. Предполагаются следующие формы диагностирования: а) для текущего контроля: — беседа; — устный опрос обучающихся (индивидуальный и коллективный); б) для промежуточного контроля: — выполнение практических работ по сборке и разборке кроссового мотоцикла и его частей; — участие в тренировочных заездах; в) для итогового контроля: — выполнение самостоятельных работ по тех. обслуживанию и ремонту кроссового мотоцикла; — участие в соревнованиях разной категории, получение призовых мест. 1.3. Ожидаемые результаты Результаты обучения в секции «Мотокросс» распределеяются по трем уровням:
Теоретические и практические занятия проходят в специально оборудованном помещении. Практические навыки вождения кроссовых мотоциклов отрабатываются на специально подготовленных закрытых кроссовых трассах, т. е. вне дорог общего пользования. Занятия в секции кроме педагога дополнительного образования могут проводить спортсмены и техники мотоклуба. Юные спортсмены обучаются езде на спортивных мотоциклах с объемом ДВС: до 12 лет – 65 см3, до 15 лет – 85 см3. Спортсмены, успешно освоившие технику этой возрастной категории, могут в дальнейшем осваивать кроссовые мотоциклы большей мощности: 125 см3, 250 см3, 500 см3, т.е. классы «юноши до 21 года» и «свободный» (участвуют юноши и взрослые спортсмены). Воспитательная работа с детьми проводится в форме экскурсий на соревнования с участием знаменитых спортсменов, показательных выступлений на городских мероприятиях. Итогом работы секции является участие юных спортсменов в специально организованных мероприятиях: соревнованиях, тренировочных сборах. Программа реализуется на групповых занятиях по 10 человек. Продолжительность занятий в первый год обучения составляет 3 академических часа, во второй год – 3 академических часа. Тренировочные заезды в группах второго года обучения проводятся совместно. Занятия строятся по примерной схеме: 1. Вводная часть: а) постановка познавательной задачи; б) знакомство с особенностями физ. подготовки юных спортсменов; целевой инструктаж по технике безопасности. 2. Основная часть: а) повторение пройденного материала; б) изложение нового материала; в) ответы на вопросы по изложенному материалу; г) практическая работа (групповые и индивидуальные занятия); д) обсуждение результатов практической работы (замечания, дополнения, обобщения). 3. Заключительная часть: а) определение степени выполнения поставленной задачи; б) дополнительный акцент на существенных ошибках, допущенных как в групповых, так и в индивидуальных формах работы (если такие имеются); в) замечания по грубым нарушениям техники безопасности, допущенных в ходе занятий (если такие имеются); г) рекомендации для самостоятельной работы дома. Данная схема является примерной и может видоизменяться от содержания материала, цели занятия, контингента учащихся, их интереса, практических навыков и т. д. 2.1. Основные методы обучения На занятиях по данной программе используются такие методы, как: — информационный (лекция, беседа, инструктаж по технике безопасности); — практический (учебные заезды); — наглядный (наглядные демонстрации с использованием готовых наглядных пособий (таблиц, чертежей и схем), а также показательные учебные заезды, мастер-классы, организуемые педагогом доп. образования, и соревнования). В основе образовательного процесса, осуществляемого по программе в целом, лежат принципы: — деятельностного обучения; — индивидуального подхода; — доступности; — осознанности; — последовательного увеличения трудности. Применение данных принципов осуществляется комплексно в соответствующем сочетании и последовательности.
3.1. Учебно-тематический план первого года обучения
1. Вводное занятие: цели, задачи и содержание работы секции; история развития мотокросса в г. Новотроицке; правила внутреннего распорядка; требования техники безопасности, санитарной гигиены и пожарной безопасности; особенности физ. подготовки юного спортсмена. 2. Общее устройство кроссового мотоцикла. Классификация мотоциклов. Основные части мотоцикла. Принцип работы, устройство и правила эксплуатации. Практическая работа: знакомство с работой различных механизмов спортивного мотоцикла (карбюратор, тормозная система, шасси, передняя вилка, задние амортизаторы, выхлопная система, цепная передача). Их разборка и сборка. 3. Общее устройство ДВС. Классификация мотоциклетных двигателей. Принцип работы мотоциклетного двигателя. Практическая работа: техника безопасности при работе с инструментами; знакомство с устройством и работой двигателя, основные механизмы двигателя внутреннего сгорания (коленчатый вал, цилиндр, головка цилиндра, поршень, поршневые кольца, коробка передач, сцепление). Разборка и сборка ДВС, его регулировка. 4. Правила соревнований по мотокроссу. Правила соревнований (флажковая сигнализация, принцип начисления баллов, правила старта, финиша и движения по кроссовым трассам). Практическая работа: закрепление знаний правил соревнований. 5. Учебная езда на спортивном мотоцикле: вводный инструктаж; ознакомление с последовательностью движений при начале движения, в ходе движения, при торможении. Практическая работа: выполнение упражнений по вождению кроссового мотоцикла:
6. Зачет: участие во внутренних соревнованиях. 7. Тех. обслуживание, регулировка и ремонт кросс. мотоцикла. Вводный инструктаж о роли и способах технического обслуживания, регулировки и ремонта кроссовых мотоциклов (с показом педагога). Инструктаж по технике безопасности при работе с различными инструментами. Практическая работа: выполнение работ по тех. обслуживанию, регулировке и ремонту кроссовых мотоциклов (смазка цепной передачи, воздушного фильтра; проверка уровня масла в коробке передач, давления в шинах и амортизаторах; проверка натяжения цепной передачи (регулировка), проверка системы зажигания и свечи; очистка от грязи карбюратора, воздушного фильтра и впускного тракта (регулировка по мере необходимости)). 8. Первая доврачебная помощь. Вводный инструктаж. Виды первой медицинской помощи при различных травмах. Практическая работа: выполнение упражнений по оказанию доврачебной помощи (перевязка, наложение жгута и шины и др.). 9. Просмотр обучающего видеоматериала о мотокроссе с комментированием: просмотр видеоматериалов по мотокроссу с различных соревнований; выявление удачных моментов, разбор ошибок. Показ соревнований высокого уровня мастерства мотокроссменов всего мира закрепляет в памяти технику правильного выполнения сложных технических упражнений на массовых трассах. 10. Меры безопасности на соревнованиях и тренировках. Правила соревнований при организации массовых заездов. Практическая работа: показ и выполнение упражнений при начале заезда; освоение различных способов остановки во время заезда; упражнения по эвакуации неисправного мотоцикла и спортсмена, получившего травму, с трассы. 11. Спортивно-тренировочная езда на спортивном мотоцикле: вводный инструктаж по технике безопасности. Практическая работа: отработка навыков прохождения кроссовой трассы на больших скоростях. 12. Организация и проведение соревнований. Подготовка спец. трассы для мотокросса. Установка световой сигнализации. Положения линейных судей и их действия в случае завалов, падений, столкновений спортсменов. Правила безопасности на соревнованиях. Практическая работа: участие в соревнованиях различного уровня. 13. Заключительное занятие: подведение итогов работы секции; награждение лучших воспитанников секции; рекомендации по работе в летний период. Практическая работа: проведение показательного заезда с участием лучших воспитанников.
второго года обучения
1. Вводное занятие: цели, задачи и содержание работы секции на год; правила внутреннего распорядка; требования техники безопасности, санитарной гигиены и пожарной безопасности; особенности физ. подготовки юного спортсмена. Повторение базовых знаний за 1-ый год обучения. Практическая работа: Демонстрация педагогом и лучшими учениками 1-го года обучения упражнений по вождению кроссового мотоцикла. 2. Элементы теории движения спортивного мотоцикла: объяснение педагогом основных элементов теории движения спортивного мотоцикла. Практическая работа: упражнения по отработке элементов движения спортивного мотоцикла с опорой на теоретические знания. 3. Двухтактные двигатели внутреннего сгорания. Типы двигателей. Понятие о теоретическом расчете двигателя. Фазы газораспределения. Способы обнаружения и устранения неисправностей в двигателе. Технология ремонта кривошипношатунного механизма. Правила разборки и сборки коробки передач и ее ремонта. Правила регулировки приборов зажигания и подбора запальных свечей. Оборудование двигателя для установки батарейного зажигания, магнето. Правила регулировки системы зажигания. Виды горюче-смазочных материалов для двигателей внутреннего сгорания. Понятие об октановом числе. Карбюраторы, системы, их регулировка. Правила разборки, сборки, регулировки карбюраторов. Понятие об оптимальном и минимальном режиме. Практическая работа: выполнение работ на двигателе; изготовление глушителей разных систем и установка их на двигатель; снятие сравнительных характеристик. 4. Подготовка кроссового мотоцикла к тренировкам и соревнованиям. Обзор новых конструкций спортивных мотоциклов. Правила расчета на прочность ходовой части мотоцикла, правила выполнения технических рисунков, эскизов и рабочих чертежей. Понятие о гидравлических тормозах. Общее понятие о форсировании двухтактного двигателя. Разработка общего направления форсирования двигателя. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа: составление чертежей деталей, требующих доработки или изготовления; работы по усилению и улучшению механизма сцепления; изготовление глушителя; обкатка и отладка; составление отчета о проделанной работе. 5. Работа с учебно-наглядными пособиями. Рационализаторская работа в секции. Классификация наглядных пособий. Правила разработки и технические требования к наглядным пособиям. Понятие о рационализаторской и изобретательской работе в секции. Права и обязанности рационализаторов. Практическая работа: разработка и изготовление наглядных пособий; оформление рационализаторских предложений, внесенных обучающимися в процессе отладки спортивного мотоцикла. 6. Четырехтактные двигатели внутреннего сгорания. Отличительные особенности 4-х-тактного ДВС. Правила разборки и сборки коробки передач и ее ремонта. Правила регулировки приборов зажигания и подбора запальных свечей. Оборудование двигателя для установки батарейного зажигания, магнето. Правила регулировки системы зажигания. Практическая работа: выполнение работ на двигателе; снятие сравнительных характеристик. 7. Спортивно-тренировочная езда на кроссовых мотоциклах. Управление кросс. мотоциклом в экстремальных условиях: вводный инструктаж по технике безопасности; показ педагогом способов прохождения трассы на больших скоростях. Практическая работа: отработка навыков прохождения кроссовой трассы на больших скоростях в условиях, приближенных к экстремальным. 8. Просмотр обучающего видеоматериала о мотокроссе с комментированием:просмотр видеоматериалов по мотокроссу с различных соревнований; выявление удачных моментов, разбор ошибок. 9. Первая доврачебная помощь. Вводный инструктаж. Виды первой медицинской помощи при различных травмах. Практическая работа: выполнение упражнений по оказанию доврачебной помощи (перевязка, наложение жгута и шины и др.). 10. Меры безопасности на соревнованиях и тренировках. Правила соревнований при организации массовых заездов. Практическая работа: показ и выполнение упражнений при начале заезда; освоение различных способов остановки во время заезда; упражнения по эвакуации неисправного мотоцикла и спортсмена, получившего травму, с трассы. 11. Экскурсии на спортивные мероприятия: вводный инструктаж по технике безопасности; беседы о выдающихся спортсменах мотокросса; обсуждение успехов и ошибок кроссменов. Практическая работа: выезды на соревнования по мотокроссу в другие города (без участия). 12. Организация и проведение соревнований. Подготовка спец. трассы для мотокросса. Установка световой сигнализации. Положения линейных судей и их действия в случае завалов, падений, столкновений спортсменов. Правила безопасности на соревнованиях. Практическая работа: участие в соревнованиях различного уровня. 13. Заключительное занятие: подведение итогов работы секции; награждение лучших воспитанников секции; рекомендации по работе в летний период. Практическая работа: проведение показательного заезда с участием лучших воспитанников.
6. ДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СЕКЦИИ «МОТОКРОСС» Для определения эффективности реализации дополнительной программы секции «Мотокросс» предполагается использование диагностик по трем основным аспектам.
Все данные согласно тестовым методикам отражаются в сводной таблице, таким образом на начальном этапе и на итоговом по полученным результатам можно судить о развитии личности подростка, о формировании детского коллектива, о профессиональной позиции педагога. Сводная таблица выглядит слудующим образом: Таблица 1. Сводная таблица оценки уровня развития личности подростка
Данная таблица сначала заполняется на каждого ребенка, а затем в количественный и качественный уровни в общей сложности заносятся в таблицу 2. Таблица 2. Сводная таблица оценки уровня развития личности подростка
7. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
9. Лебедев А. Синдром рыжего изолятора: Почему отказывают свечи. // Мото. – Июль. – 2001. – С. 68-69. 10. Лебедев А. Подвиги Гераклов: тест головок цилиндров оппозитов. // Мото. – Апрель. – 2002. – С.104-105. 11. Мотокросс – суперкросс. Гонки на снегоходах: Правила соревнований. Требования к трассам. Технические требования. – 2003. (Мотоциклетная федерация России.) 12. Про рули и сиденья: Тест-эксклюзив // Мото. – Октябрь. – 2007. – С.14 – 16. 13. Силкин А. Н., Карманов Б. С. Пособие механикам мотоциклов. – М. : ДОСААФ, 1970. 14. Швайковский В. В. Первая книга мотоциклиста: Основы устройства, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта мотоциклов (мотороллеров, мопедов). – М. : ДОСААФ, 1973. 15. Щупак С. Армируем! (О замене штатных тормозных шлангов армированными). // Мото. – Декабрь. – 2007. – С. 96-97. |