ТЕХНИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН программа

Программма Технический дизайн

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………. 3

  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ………………………………………………………………………………..14

II.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН …………………………………………15

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ   ………………………………………… 20

Содержание программы 1-го года обучения …………………………………  20

  1. ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ …………………………………….….… 25
  2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ………………………………………..27

Методы работы ……………………..………………………………………….. 27

Формы подведения итогов ……………………………………………………. 27

Дидактический материал ……………………………………………………… 28

Техническое оснащение ……………………………………………………….. 28

  1. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ .. ……………………………………………..…29

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Нормативно-правовой аспект

— Конституция Российской Федерации (12.12.1993);

— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

— Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 29.08.2013 №1008 (зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 № 330468);

— Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям ДОД от 04.06.2014 г.;

— Концепция развития дополнительного образования детей, принятая Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р;

— Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

— Закон Оренбургской области «Об образовании в Оренбургской области»;

— Постановление правительства Оренбургской области «Об утверждении государственной программы «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014-2020 годы» от 28.06.2013 г. № 553-пп;

— Устав МОАУ ДОД «СЮТ».

 

1.1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Технический дизайн» — техническая.

1.2. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы.

Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы среднего общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным  образовательным стандартом нового поколения, разработанным группой сотрудников РАО под руководством академика А.М. Кондакова.

Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено художественно-эстетическое направление.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся и понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Программа «Технический дизайн» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к техническому творчеству, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Кружковые объединения типа «Технический дизайн», предлагающие различные виды творческой и технической деятельности, помогают ребятам включиться в социальную практику, способствуют формированию преобразующего мышления.

«Технический дизайн» – это определенная ступень в занятиях детей среднего звена творчеством, которая прокладывает путь к овладению творческими специальностями в жизни человека, развивает у детей проектную и дизайнерскую мысль и прививает трудолюбие и творческий подход ко всякой работе.

Дизайн — это творчество, умение находить уникальные идеи и неожиданные воплощения даже в простых и привычных вещах.

Программа предусматривает организацию творческой деятельности, нацеленной на развитие у обучающихся художественно-дизайнерских, изобразительных способностей, познавательных интересов, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Развивает способность создавать гармонию и применять её в любой иной сфере деятельности. Программа состоит из нескольких модулей, в каждом из которых предусмотрено практическое начало. Работы носят различный характер: это рисование и черчение, моделирование, конструирование и выполнение плосткостных и объемных композиций из дерева, пластика, металла, глины, гипса и других различных материалов. Работы подразумевается выполнять как по шаблонам, так и по собственному замыслу.

 

1.3. Актуальность данной образовательной программы состоит в том, что она является доступной для детей в возрасте 12-14 лет.

Современный социальный заказ на образование обусловлен задачами технического образования школьников, которые выдвигаются в Концепции модернизации российского образования (Министерство образования РФ от 29.11.01). В ней подчеркивается важность технического образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность. «Технический дизайн» — программа направлена на удовлетворение интереса к развитию пространственного мышления и развитию творческой деятельности растущего поколения.

Технический дизайн – это первый шаг школьников среднего звена в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей от простейших объектов до более сложных; это процесс формирования у них знаний и умений, а так же развития эстетического вкуса.

Новые жизненные условия, в которые поставлены обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими,   инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои авторские, новые оригинальные решения, быть ориентированными на лучшие результаты.

Темы программы формируются так, чтобы дать целостное представление о свойствах материалов и путях преобразования их в новые формы.

 

1.4. Цель программы — развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста посредством занятий конструированием и моделированием; формирование готовности к социально преобразующей деятельности.

Задачи программы:

Обучающие:

  1. Изучить основы различных техник декоративно-прикладного творчества.
  2. Освоить технологические знания проектирования и художественного конструирования предметов.
  3. Овладеть практическими навыками и приемами изготовления и декорирования изделий.
  4. Изучить основы дизайна (понятие, направления, виды, материалы).
  5. Познакомить с основными свойствами материалов и способами их обработки.
  6. Научить основам черчения.
  7. Формировать художественно-образное мышление.
  8. Формировать практические навыки работы с ручным инструментом.

Развивающие:

  1. Развивать общий кругозор.
  2. Развивать художественно-эстетический вкус при составлении композиции и объектов предметного дизайна.
  3. Формировать интерес к различным видам декоративной отделки и положительную мотивацию к совершенствованию в данных направлениях декоративно-прикладного искусства.
  4. Развивать зрительное восприятие, глазомер, чертежные навыки.
  5. Содействовать адаптации обучающихся к жизни в обществе.
  6. Развивать творческую деятельность обучающегося.
  7. Познакомить с работой дизайнера.

Воспитательные:

  1. Формировать общую культуру обучающегося.
  2. Воспитывать аккуратность, прилежание в работе, трудолюбие.
  3. Воспитывать чувство сопричастности к традициям различных культур, чувство особой гордости традициями, культурой своей страны, своего народа.
  4. Воспитывать стремление к качеству выполняемых изделий.
  5. Воспитывать чувство удовлетворения от творческого процесса и от результата труда.
  6. Воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки.

 

1.5.  Новизна программы    

Данная программа является модифицированной. Она составлена на основе следующих источников: «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Детская студия дизайна» под редакцией Р. В. Игнатьева (2011г.); «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Техническое творчество» (1981г.). Анализ программ показал их ограниченность в содержательном плане и количестве времени, выделяемом на вариативную часть.

Программа «Технический дизайн» направлена на вовлечение обучающихся в дизайнерскую деятельность.

Для того чтобы создать модели, обучающийся должен обладать обширными знаниями по работе с бумагой, картоном, деревом и другими материалами; умениями работы с ручном инструментом. А так как количество различных моделей огромно, то информацию приходится добывать самостоятельно в форме исследовательской и поисковой работе.

Также произошло обновление методического образовательного процесса в связи с широким внедрением информационных технологий, таких как: мультимедийные презентации, чертежи, технологические схемы в электронном виде, использование сети Интернет.

 

1.6.  Отличительные особенности данной программы.

Программа «Технический дизайн» отличается от вышеперчисленных:

— постепенным усложнением содержания учебной деятельности;

— ориентацией на интеллектуальную инициативу;

— постепенным переходом к самостоятельности учебной деятельности;

— гибкостью в использовании времени, средств и материалов;

— максимально доступной для детского возраста проработкой изучаемых тем.

 

1.7. Возрастные особенности обучающихся.

В 12 лет резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления.

В 13-15 лет дети способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она им нравится. Больше не существует естественный авторитет взрослого. Они все настойчивее начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений.

 

1.8. Организация образовательного процесса.

Образовательный процесс представляет собой открытую систему. Набор в кружок производится на добровольной основе.

В основе образовательного процесса лежит изготовление различных поделок технической и декоративной направленности, конструирование из объемных и плоских деталей изделий на занятиях, посещения выставок технического и изобразительного творчества.

Деятельность кружка опирается на принципы:

— свободного выбора;

— содружества педагога и обучающегося в области образования.

Руководитель строит свою работу таким образом, чтобы не нарушать целостность педагогического и творческого процесса, учитывая индивидуальные склонности и способности каждого обучающегося в отдельности.

Теоретические сведения по всем разделам программы даются непосредственно по ходу занятий.

Объем часов, отпущенных на занятия в творческом объединении, составляет 66 часов (2 часа в неделю). Срок реализации программы – 1 год. Максимальная численность обучающихся в группе первого года – 12 чел.

Формы организации внутри занятий:

— по численности детей, участвующих в занятиях – коллективная, групповая, индивидуальная;

— по особенностям коммуникативного взаимодействия – практические упражнения, беседы, выполнение работ, сообщения;

— по дидактической цели – вводные занятия, практические занятия, занятия по углублению теоретических знаний, творческие занятия, разработка новых заданий.

Методы работы на занятии:

— словесный метод (беседа, рассказ, дискуссия и пр.);

— наглядный метод (демонстрация модели или вида работы; изучение рисунка, схемы, эскиза или чертежа; экскурсии и пр.);

— практический метод (практическая работа; подборка материала и т.д.).

Указанные методы используются на занятиях в комплексе, однако основное место на занятиях занимает практическая работа, в результате которой создается изделие определенного назначения.

Ведущие методические принципы:

Принцип деятельности подразумевает активное включение обучающегося в учебно-изобретательскую деятельность через открытие им нового знания, участие в разрешении проблемной ситуации, освоении необходимых знаний, навыков и умений для решения творческих задач.

Принцип гуманности основан на уважении к личности обучающихся, признании его права на собственное мнение. Соблюдение данного принципа является залогом свободы и творческой раскрепощенности обучающихся во время занятий.

Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности обучающихся младшего и среднего звеньев, приобретение ими собственного, чувственного, интеллектуального, технологического опыта, способности самостоятельного выбора решений.

Принцип вариативности дает возможность развивать у обучающихся вариативное мышление, сравнивать и находить оптимальный вариант.

Принцип неадаптивной социализации является альтернативой образовательному принципу социальной адаптации. «Социальная адаптация» предполагает воссоздание в педагогическом мышлении или образовательной реальности некоторой устойчивой социальной конструкции, к жизни в которой педагоги готовят обучающихся.

Принцип природосообразности предполагает, что социально преобразующая деятельность обучающихся должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы человека, формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Принцип культуросообразности предполагает социальное творчество обучающихся должно основываться на общечеловеческих ценностях культур, специфическими особенностями, присущим традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

Принцип коллективности применительно к социальному творчеству предполагает, что социально преобразующая добровольческая деятельность детей осуществлялась в общностях и коллективах различного типа.

Принцип проектности предлагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку обучающегося в самостоятельное дизайнерское действие, разворачивающее в логике замысел- реализация.

Принцип поддержки самоопределения обучающегося. Самоопределение в социальном творчестве – процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности.

1.9. Планируемые результаты освоения курса «Технический дизайн»:

1 год обучения

Личностные результаты:

  1. Сформированное ценностное отношение к своему труду, к труду других людей, к творчеству.
  2. Сформированное нравственно-этическое оценивание последствий своих действий в социальной среде.
  3. Умение добиться высокого качества изготовленных моделей (аккуратность, надежность, привлекательность (эстетический вид)).
  4. Формирующееся у детей чувство патриотизма и гражданственности на примере знакомства с историей развития дизайнерской и творческой мысли в России.
  5. Формирующиеся навыки современного организационно-экономического мышления, обеспечивающие социальную адаптацию в условиях рыночных отношений.

Метапредметные результаты:

  1. Сформированные знания и умения выполнения проектов на основе рисунка, схемы и чертежа различными способами соединения деталей.
  2. Сформированное умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками в ходе выполнения проектов.
  3. Развитое умение самостоятельно планировать последовательность выполняемой работы.
  4. Развивающаяся способность к поиску вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения в ходе проектирования.
  5. Развитые у детей элементы изобретательности, художественного мышления и творческой инициативы.
  6. Развивающиеся глазомер, творческая смекалка, быстрота реакции.
  7. Сформированное образное мышление и умение выразить свой замысел на плоскости (с помощью эскиза, рисунка, чертежа).

Предметные результаты:

  1. Сформированные знания и умения о приемах плоскостного и объемного конструирования из различных материалов.
  2. Полученные представления о начальных сведениях по проектной деятельности, основам культуры труда.
  3. Сформированные знания об основах политехнических знаний.
  4. Знание видов современных материалов, их свойств, названия и возможности для применения в творческих работах.
  5. Знание названий и назначение ручных инструментов и приспособлений, отличие схем, рисунков и чертежей, шаблонов, правила работы с ними.

 

Формы подведения итогов реализации программы

Год обучения Начальная диагностика Промежуточная аттестация Итоговая аттестация
1 Собеседование 1. Выполненные поделки и макеты по модулям.

2. Выставки творческих работ внутри объединения.

1. Презентация работы на городской выставке.

 

 

 

  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

 

 

Модуль

Всего часов в год Количество часов в неделю Промежуточная и итоговая аттестация
1 полугодие 2 полугодие
 

1

Инструменты и материалы  

12

2 Практичес-кая работа
 

2

Моя первая поделка  

18

2 Выставка

Презентация проекта

 

3

На пути к мастерству  

14

2 2 Выставка

Презентация проекта

4 Мой проект 16 2 Выставка

Презентация проекта

Всего часов в неделю 2 2
Итого 66