МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на высшую категорию
ТЕМА: «ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ г. НОВОТРОИЦКА»
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Выполнил: Бочарова В.М., |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СОДЕРЖАНИЕ ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СЮТ ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СЮТ Настоящая Программа определяет концепцию развития Муниципального учреждения дополнительного образования детей «Станции юных техников г. Новотроицка» (далее СЮТ) и основные направления деятельности по ее реализации на период до 2019 года. Программа определяется как нормативный документ, предписывающий ограниченное во времени целенаправленное изменение СЮТ как образовательного учреждения по достижению качества результатов его деятельности.
При разработке Программы использовались научные труды Лазарева В.С. и Поташника М.М. «Управление развитием школы», Моисеева А.М. «Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы», учебно-практическое пособие Гладких В.Г. «Программно – целевой подход к деятельности ОУ, теория и практика разработки программы развития», монография Кирьяковой А.В. «Теория ориентации личности в мире ценностей», работа Носовой Т.А. «Ценностное самоопределение школьников» и Грачевой А.П. «Современная школа: Новая модель. Программа создания и развития. Секреты управления».
Принципы реализации Программы:
1. Принцип гуманизации. Переориентация учебно-воспитательного процесса на личность обучающегося, гарантирующая право выбора индивидуального пути развития.
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных техников города Новотроицка» Оренбургской области (МУ ДОД «СЮТ») было основано в 1975 году и существует уже более 30 лет как многопрофильное учреждение, осуществляющее учебно-воспитательную работу с детьми и молодежью в возрасте от 6 до 21 года. В 2006 году Станции юных техников было выделено новое здание, где она сейчас и располагается.
Внутренняя среда СЮТ включает инвариантный набор специфических условий: мотивационных, кадровых, материально-технических, научно-методических, финансовых, организационных, нормативно-правовых и информационных. По оценке независимых внешних экспертов и рейтинговым оценкам она характеризуется как удовлетворительная, обеспечивающая жизненный успех выпускникам образовательного учреждения. Количество обучающихся на СЮТ Таблица 1.
Анализ движения учащихся за 2006 – 2009 годы показал, что в условиях сложной демографической обстановки контингент обучающихся изменился, наполняемость групп в объединениях снизилась на второй и третьей ступени обучения, но осталась высокой на первой ступени обучения. Основные причины снижения наполняемости групп в объединениях второй и третьей ступени обучения кроются в неблагополучном расположении здания СЮТ и неразвитости материально-технической базы. Контингент воспитанников СЮТ по годам и направлениям обученияТаблица 2.
Состав контингента СЮТ в 2008-2009 учебном году Анализ состава контингента обучающихся в 2008-2009 учебном году показал, что 64,3 % от общего контингента обучающихся на Станции составляют дети, проживающие на Западном микрорайоне, и 35,7 % — из других районов города (Гистограмма 1.). Профессиональная принадлежность родителейПо материальному положению семьи обучающихся в СЮТ распределяются следующим образом: семьи с низким уровнем доходов (ниже прожиточного минимума) – 141 (15,2 %); со средним – 764 (82,2 %); с высоким – 24 (2,6 %). Организация образовательного процесса Учебный план СЮТ создан на основе программ (Приложение 1.) и согласован с Управлением образования администрации г. Новотроицка, скорректирован с учетом заказа родителей и специфики работы Станции. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования, статусом «Станция юных техников» работает по 3 основным направлениям деятельности:
Занятия в объединениях «Станции юных техников» способствуют углублению имеющихся знаний обучающихся, расширению их кругозора, мотивации учащихся к познанию и техническому творчеству, развитию их способностей в технических видах деятельности. Обучение направлено на создание условий для развития личности каждого воспитанника посредством диверсификации образовательной среды.
На Станции в 2008-2009 учебном году руководили объединениями 51 педагог дополнительного образования, из них 38 совместителей и 13 штатных сотрудников. Кроме того, на СЮТ работает 1 директор и 3 методиста. Возрастной состав кадров: до 25 лет – 1 человек, до 30 лет — 2 человека, до 50 лет — 29 человек, до 55 лет — 10 человек, свыше 55 лет — 13 человек (Диаграмма 2.). Квалификационный состав: высшую категорию имеют 8 человек, 1 категорию — 23 человека, 2 категорию – 18 человек, без категории – 6 человек. Данные об образовании педагогического персонала
Педагоги дополнительного образования Станции юных техников, являются не только руководителями объединений, но, расширяя свой педагогический статус, выступают:
Деятельность методической службы ОУ направлена на решение комплекса нормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских и методических задач в области психолого-педагогической поддержки педагогов дополнительного образования и обучающихся, развития их конкурентоспособности.
Закон «Об образовании» (ст. 2, 12, 14, 26) определил правовую базу учреждений дополнительного образования, определил социальный заказ УДОД. Образовательный процесс обусловлен, с одной стороны, ориентацией на образовательные потребности детей и их родителей, с другой стороны, стремлением полнее реализовать имеющийся педагогический потенциал СЮТ.
Достижения СЮТ за 2006-2009 учебные годы
Ежемесячно проводятся различные культурно-массовые мероприятия, в которых участвуют воспитанники СЮТ и ученики города. Так, в 2008-2009 учебном году были проведены следующие мероприятия: Спектр специальностей,
Анализ современного состояния образовательной системы Станции позволил определить его основные конкурентные преимущества. К их числу следует отнести:
4) СЮТ реализует основную идею модернизации – перенос акцента воспитания через образование. Системообразующим фактором является интеграция учебной и практической деятельности в ходе индивидуальных и групповых занятий. В основе указанной интеграции лежат традиции СЮТ, сложившийся уклад жизни на Станции, взаимодействие с родителями, социумом, другими учреждениями дополнительного образования.
Станция функционирует в двухэтажном здании постройки 1965 года. Станция располагает общей площадью 1522,5 м2, из которых 498 м2 приходится на мастерские и учебно-лабораторные помещения, расположенные на 1 этаже здания, и 1044,1 м2 приходится на учебно-лабораторные помещения, административные и хозяйственные помещения, выставочный зал (Приложение 4.). Общее количество учебных кабинетов – 11, гараж площадью 57,6 м2. Методический кабинет обеспечивает потребности всех участников образовательного пространства и общественности в информации о деятельности СЮТ, его достижениях и проблемах.
Организационная структура внутреннего управления и контроля Организационная структура внутреннего управления осуществляет административный контроль за образовательным процессом по следующим направлениям: учебная работа (УР), научно-методическая работа (НМР), воспитательная работа (ВР) и техника безопасности (ТБ). Критерием контроля за управленческими решениями является качество реализации образовательного процесса по сформированности его условий и достигнутым результатам с учетом образовательного запроса воспитанников, родителей и социума. Уровни внутреннего контроля
I уровень
II уровень
2. ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЮТ Созданная образовательная среда, направленная на реализацию социально-значимой и личностно-успешной деятельности каждого воспитанника Станции и выводящая его на конкурентоспособность, обеспечивает возможность инновационной деятельности Станции по следующим направлениям:
— ресурсное обеспечение модернизации образования Станции,
— Устав СЮТ, Для преодоления разрыва между содержанием образования, образовательными технологиями, всей структурой и инфраструктурой образовательной сферы, уровнем кадрового потенциала системы образования на Станции и потребностями экономики в новых условиях направлена Программа развития, ориентированная не только на внутренние потребности СЮТ, но и на обеспечение конкурентоспособности его выпускников на российском и региональном рынке труда. Риски, затрудняющие эффективное решение проблемы:
3. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СЮТ 3.1 Миссия Станции юных техников Философия Станции базируется на ценностных представлениях о Человеке и его предназначении, на основе которых выстраивается образ Ребенка и образ Детства. Образованию как социальному институту и управляемой культурной среде в СЮТ отводится ведущая и решающая роль в воспитании детей, развитии их интеллектуальных способностей и социализации.
3.2 Цели и задачи СЮТ Деятельность образовательного сообщества СЮТ обеспечивает достижение цели и задач Программы развития образовательного учреждения.
3.3 Направления развития СЮТ Программа развития как организационная основа реализации политики образования СЮТ до 2019 года представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений, отражающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, и основанных на ФЗ РФ «Об образовании» и концепции модернизации Российского образования.
3.4 Ожидаемые результаты деятельности СЮТ Повышение разнообразия и обновления содержания образовательных программ объединений Станции. 4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СЮТ 4.1 Характеристика социального заказа на образовательные услуги СЮТ
С позиций педагогов, важнейшей задачей СЮТ является формирование образовательных, социально-правовых компетентностей личности, формирование личности, обладающей конструктивным интеллектом, умеющей выстраивать позитивные коммуникативные отношения «Я в мире — мир во мне», наделенной социальной ответственностью. Проведенные исследования ценностных ориентаций педагогов и воспитанников по методике М. Рокича, М. Рокич (Приложение 5.), выявили приоритетные ценности и тех и учащихся других, показали ценностность согласованных интересов, которые достигаются путем их взаимного участия друг в друге . Приоритетные ценности
Эти совпадающие ценности, составляющие и социального заказа ПДО и воспитанников, положены в основу программы развития Станции, и являются составляющими модели личности педагога и воспитанника СЮТ.
4.2 Модель личности педагога В соответствии с Концепцией образования Станции юных техников модель педагога дополнительного образования — это творческая профессионально–компетентная личность, осознающая смысл и цели дополнительной образовательной деятельности, умеющая составлять целостную образовательную программу, наделенная способностью видеть индивидуальные качества воспитанников, способная к личностному творческому росту (Схема 6. «Модель педагога дополнительного образования СЮТ»).
Деятельностный компонент модели личности конкурентоспособного педагога дополнительного образования СЮТ:
Личностный компонент модели личности конкурентоспособного педагога дополнительного образования СЮТ:
4.3 Модель выпускника СЮТ Выпускник СЮТ представляется конкурентоспособным человеком, владеющим такой подготовкой, в которой основным компонентом определены ключевые компетентности ценностного самоопределения и социализации, позволяющие чувствовать себя уверенно в условиях высокой динамики социально-экономических изменений, присущих современному обществу (Схема 7. «Модель личности выпускника СЮТ»).
Коммуникативные компетентности конкурентоспособной личности выпускника:
Социальные компетентности конкурентоспособной личности выпускника:
Представления о выпускнике определяют необходимость построения образовательного процесса по следующим направлениям: 5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 5.1 Нормативно-правовое обеспечение
Реализация Программы развития Станции юных техников «Трамплин успеха» обеспечивается следующими нормативными документами:
5.2 Управленческое обеспечение На Станции действует система взаимодействия администрации и органов общественного управления, куда входит Методический совет и педагогический совет. Это дает возможность для эффективного взаимодействия педагогов дополнительного образования, воспитанников, родителей и других заинтересованных социальных групп в организации учебно-воспитательного процесса, в реализации программы развития СЮТ; создает условия для достижения ее главной цели — формирования конкурентоспособной личности. 1. Взаимодействие управленческих субъектов образовательного процесса СЮТ. 2. Социальное партнерство в управлении СЮТ 3. Взаимодействие управленческого сообщества СЮТ с учреждениями образования г.Новотроицка. 5.3 Кадровое обеспечение реализации программы развития Планомерная управленческая деятельность по реализации принятой Программы развития обеспечивает повышение профессионального уровня педагогических кадров, эффективность использования их потенциала, кадрового усиления инновационных направлений деятельности. 3. Перевод методической работы СЮТ в научно – методическую деятельность для овладения ПДО способами научного творчества, педагогического исследования, диагностической деятельности и эксперимента: 4. Освоение новых технологий в реализации целевых программ развития СЮТ. Курсы и семинары в Оренбурге по проблемам организации работы УДОД. 5. Участие ПДО в конкурсах, смотрах, Интернет – конкурсах дает возможность определить новые управленческие подходы в реализации программы развития на основе рефлексии, вхождения в образовательное пространство региона, страны:
6. Расширение статуса профессиональных ролей новой миссии ПДО: 5.4 Научно-методическое обеспечение Как определено в Уставе, целью Станции юных техников является развитие мотивации личности к познанию и техническому творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
Средства, полученные по дополнительным образовательным услугам, пойдут на реализацию основных направлений программы развития Станции.
5.5 Материально-техническое обеспечение Реализация основных направлений Программы развития требует постоянного обновления и модернизации имеющейся материально-технической базы. Администрацией, педагогическим коллективом, родителями воспитанников представлены на утверждение Методического совета СЮТ для ресурсного обеспечения основные направления:
5.6 Финансово-экономическое обеспечение Станция не имеет финансовой самостоятельности, имеет свой расчетный счет и осуществляет оперативное управление поступающими внебюджетными средствами. Бюджетное финансирование покрывает финансовые нужды образовательного учреждения по статье «заработная плата», содержание системы жизнеобеспечения (электроэнергия, вода, теплоснабжение, телефон). 6. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СЮТ В результате проведенного исследования, систематизации и обобщения внутристанционного опыта деятельности СЮТ выявлены факторы положительного и негативного влияния на реализацию Программы развития, обозначены существующие проблемы (риски), потребности в развитии.
Направления реализации Программы развития:
6. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СЮТ В результате проведенного исследования, систематизации и обобщения внутристанционного опыта деятельности СЮТ выявлены факторы положительного и негативного влияния на реализацию Программы развития, обозначены существующие проблемы (риски), потребности в развитии.
Направления реализации Программы развития:
|